Реформа ЖКХ: начнем с мировоззрения?
" src=
" src=
В том, что реформа ЖКХ движется буквально черепашьими темпами, россияне уже давно убедились. Пока специалисты изучают все тонкости Жилищного кодекса, жильцы ломают голову над тем, как отстоять свое право на качественные коммунальные услуги. Сайт domchel.ru завершает цикл публикаций, посвященных телепроекту Уральского продюсерского центра «Систему надо менять?». На вопросы челябинцев в прямом эфире телеканала «ОТВ-Звезда» отвечали исполняющий обязанности председателя ТСЖ дома по улице Цвиллинга, 34 Юрий Смирнов, заместитель директора РПК «Системы управления» Ирина Мечина, кандидат философских наук Ирина Бормотова и руководитель МУП «Дирекция единого заказчика Калининского района» Андрей Герасименко. 

Андрей Герасименко: Жители дома могут выбрать любую форму управления – будь то непосредственное управление, ТСЖ или управляющая компания. Несмотря на то, что Жилищный кодекс действует в России больше года, вопросов и у жильцов, и у специалистов остается еще много. Это неудивительно – закон был создан буквально за месяц, а разбираться нам с ним пришлось очень долго и тщательно. 

Юрий Смирнов: Небольшому количеству собственников создавать ТСЖ невыгодно, разумней выбрать управляющую компанию. Но в любом случае нужна инициативная группа, которая обратится в соответствующие службы и определится с формами управления. 

Телезритель: Почему все говорят о деньгах? Самый простой путь – не платить их. Населению и так всеми путями выворачивают карманы…  

Андрей Герасименко: Почему-то ни у кого не возникает вопроса, платить ли за хлеб или стрижку в парикмахерской. Платить за ЖКХ нужно. Но нужно и требовать. Новое законодательство как раз и предусматривает, что жители должны быть ответственными за свой выбор. Они имеют право не просто получить коммунальные услуги, но и потребовать, чтобы услуги были качественными. 

Ирина Бормотова: Если вслед за повышением цен повысится качество коммунальных услуг, то, думаю, подобных вопросов у населения не возникнет. Естественно, жители не хотят после реформы ЖКХ снова видеть пьяных сантехников или терпеть хамство в ЖЭКах. Например, для меня как для рядового потребителя коммунальных услуг эта сфера должна быть простой и «прозрачной». Напрашивается вопрос – может быть, нужно заменить методы, с помощью которых осуществляется реформа ЖКХ? 

Юрий Смирнов: Метод тут один: каждый жилец должен почувствовать себя реальным собственником жилья. 

Житель улицы Набережная, 14: Государство ведет себя по отношению ко мне как плохой начальник. Сначала жилой фонд изнашивается, а потом государство перекладывает ответственность за его содержание и капитальный ремонт на меня! К такой реформе люди не готовы. 

Юрий Смирнов: Здесь часто происходит путаница. Люди думают: «почему государство не заботится о нас?», но почему-то забывают, что существуют органы местного самоуправления. Если решать конкретный вопрос, то делать это нужно не с государством, а именно с органами местного самоуправления. 

Ирина Мечина: Чтобы рыночные условия в сфере ЖКХ заработали, нужно было прежде всего оценить, что есть что, например, каково реальное потребление воды и тепла. Наша компания занялась внедрением системы учета энергоресурсов. В качестве экспериментальной площадки был взят один из домов металлургического района с вертикальной разводкой. Внутридомовые сети в этом доме очень изношены, а значит, возникают серьезные теплопотери. По этому пилотному проекту был отлажен индивидуальный учет потребления воды и тепла. Но нужны еще и нормативные акты, с помощью которых жители сами бы рассчитывали свои расходы за эти услуги. 

Юрий Анатольевич, житель улицы Прокатная Ленинского района: Новый Жилищный кодекс может повлечь за собой волну мошенничества. К примеру, жители создали ТСЖ, и появляются люди, которые предлагают заключить договора на поставку электроэнергии. Потом эти люди внезапно прекращают работать и перестают поставлять нам обещанные услуги. Чтобы повлиять на них, мне нужно доказать, что температура воды и воздуха в квартире не соответствует нормам, и сделать замеры. А у нас такими замерами занимается только санэпидстанция. В городе не хватает подобных организаций с проверенными приборами. 

Андрей Герасименко: Не совсем так. В городе существуют такие службы, только почему-то даже такая элементарная вещь, как замер температуры воздуха или воды становится почти научной проблемой. 

Ирина Мечина: Как раз по этой причине жители нашего экспериментального дома могут сами отслеживать такие показатели. Все данные отображаются на мониторе, и человек видит, например, как меняется температура воздуха в комнате. Такая система жителям нравится, так как сразу видно, сколько человек потребляет, а сколько до него попросту не дошло. 

Телезритель: Много говорят о том, нужно менять систему ЖКХ или нет. А итог какой? 

Ирина Бормотова: Люди, наверное, пока не готовы к таким переменам. Реформа подразумевает умение жителей объединяться для решения проблем. Но нужно время, чтобы осознать, что «мы» – это не метафора, не отвлеченное понятие. К тому же, как говорится, порядок будет там, где не сорят. Реформа ЖКХ – это замечательно, но главная реформа все же внутри человека. 

Андрей Герасименко: Нам сейчас не хватает одного – культа собственности. Сейчас мало кто будет открыто возмущаться, если в его подъезде кто-то плюет или бросает на пол окурки. Поэтому прежде всего нужно менять отношение со стороны самих жильцов. 

Юрий Смирнов: Мы привыкли видеть в наших квартирах крепость, но никак не дом. Чтобы реформа ЖКХ действительно заработала, нужно не бояться проявлять инициативу и быть настоящим собственником жилья.