Набережная реки Миасс: большая реконструкция
Набережная реки Миасс: большая реконструкция
Издавна города возводились вблизи водоемов. Вот и основатели Челябинска в 1736 году старались держаться поближе к реке Миасс. Сегодня она стала основной водной артерией, которая не только снабжает водой город, но и объединяет вокруг себя жилые комплексы и деловые центры. О том, какое будущее ждет саму реку и ее набережную, в преддверии дня рождения Челябинска сайту domchel.ru рассказал начальник главного Управления архитектуры и градостроительства Дмитрий Градобоев. Планы у городских архитекторов глобальные, и на их воплощение в жизнь могут уйти десятилетия.

Мэрия приступила к работе над проектом реконструкции набережной реки Миасс. Внимание уделили каждому кусочку на протяжении 27 километров реки, которые пересекают города: от Шершневского водохранилища через центр, Северо-Запад и ЧМЗ до северной границы его. «Как известно каждому еще со школы, чтобы решить какую-либо задачу, для начала нужно выяснить, что в «дано», – рассказывает Дмитрий Градобоев. – Сбором этих исходных данных мы занимались весь прошлый год. Муниципальный контракт на проект планировки поймы реки Миасс и прилегающих к ней территорий на конкурсе достался Свердловскому институту водного хозяйства. Специалисты провели исследования и дали гидравлическое и экологическое обоснование будущего проекта благоустройства».

Чиновникам предстоит ответить на три глобальных вопроса: какие условия необходимо создать для того, чтобы Миасс продолжал жить еще долгие годы, определить границы ответственности между муниципалитетом и властями федеральными, а уже на основе этого разработать проект реконструкции. Работа идет полным ходом. Русло реки Миасс будет укреплено, сформированы новые плотины и реконструированы уже существующие (например, полузаброшенная плотина «Коммунар»). Реку сделают более полноводной. Немного сократив русло реки, специалисты надеются сделать течение ее более быстрым и вымыть донные отложения. Параллельно ученые работают над схемой дождевой канализации, строительством упорных набережных, дорог и дополнительных мостов. Кроме того, в следующем году обещают закончить разработку схемы водоснабжения и водоотведения города. По сути специалисты проводят ревизию практически всего городского водного хозяйства.

Дмитрий Градобоев уточняет, что говорить о конкретных рабочих проектах реконструкции набережной реки можно будет только после того, как все эти мероприятия будут закончены. Процесс этот нескорый и требует серьезных финансовых вложений. Например, только за прошлый год мэрия потратила на проект около 5 миллионов рублей.

Наконец, в этом году челябинские архитекторы приступили к непосредственной разработке проекта планировки набережной реки Миасс. В августе провели конкурс, по итогам которого решили, что проект возьмет на себя Уральский институт урбанистики.

Планы по реконструкции набережной Миасса настолько масштабны, что на их воплощение, по словам Дмитрия Градобоева, уйдут десятилетия. Новый законченный облик набережная получит примерно лет через тридцать. Возможно, именно поэтому мэрия решила подключить к работе не только опытных архитекторов, но и молодежь. Свои взгляды на будущее набережной смогли выразить студенты-архитекторы Южно-Уральского государственного университета. В январе этого года часть из них посвятила свои дипломные работы реконструкции территорий челябинского Миасса. Проекты получились интересные и амбициозные, а некоторые – даже смелые. Часть из них включили в объединенную программу.

Размышляя о том, каких объектов не хватает сегодня городу, архитекторы пришли к выводу: в Челябинске до сих пор нет ни одного выставочного центра международного уровня. Город расположен на стыке Европы и Азии и вполне может быть площадкой для проведения различных семинаров и конкурсов. Крупный выставочный центр предложили разместить на пустующей территории неподалеку от завода оргстекла (пересечении улиц Братьев Кашириных и Свободы). В будущем градостроители надеются, что он станет южноуральским аналогом московского ВДНХ.

Жилой комплекс (бр. Кашириных и пр. Победы)

Если продвигаться от выставочного центра в сторону Северо-Запада будущего города, можно набрести на новый современный жилой комплекс. По левому берегу реки Миасс в районе улиц Братьев Кашириных, Калинина и проспекта Победы расположится высотное жилье. Дмитрий Градобоев уточняет: никаких «панелек», дома будут строить по более современным технологиям.

Следующая идея принадлежит студентам-архитекторам. Наверное, каждый челябинец знает, что в нашем городе есть свой остров. Он находится в районе проспекта Победы и улицы Российской, за третьим корпусом Челябинского государственного университета. Излюбленному месту встречи студентов (горожане даже прозвали остров Студенческим), предстоит превратиться в крупный спортивно-административный комплекс. Новый проект планировки, правда, предполагает, что остров исчезнет с карты Челябинска. Сейчас он находится в плачевном, запущенном состоянии. Архитекторы предложили засыпать один из протоков реки. В результате город получит большое количество пустующих земель под застройку, а Миасс станет более полноводным, его течение выправится.

Перенесемся в центр города, где, казалось бы, набережная реки и без того уже облагорожена и густо застроена. Оказывается, архитекторы придумали, как поступить и с этой территорией. Например, в районе цирка у Миасса имеются два неблагополучных «кармана». В них застаивается вода, и, как говорится, там скопилась буквально вся таблица Менделеева. Архитекторы считают, что «карманы» стоит ликвидировать, а напротив цирка возвести небольшой молодежный центр. «Это будет интересное с архитектурной точки зрения здание. Но небольшое по высоте, частично расположенное под землей, – рассказывает Дмитрий Градобоев. – Оно не должно закрывать собой советскую застройку прошлых поколений – сам цирк, здания Торгового центра, филармонии и Оперного театра. Кроме того, оно должно сочетаться с выставочным центром и завершать градостроительную ось, которая проходит по улице Цвиллинга. Какой именно формы будет этот общественный центр – покажет дальнейшая разработка проектов».

«Маяк» Челябинска. Самая высокая точка города

Практически каждый крупный город России и мира может похвастаться своим самым высоким зданием. Подобные объекты, которые можно увидеть с любой точки города, например, здание столичного госуниверситета, становятся его символом, «маяком» города. В Челябинске такого знакового объекта и ориентира до сих пор нет. Вице-мэр утверждает, что даже такие высотки, как двадцатичетырехэтажные бизнес-центры «Мизар» и «Челябинск-сити», не могут претендовать на звание «мачты» города. Они находятся в низине рельефа. Между тем самая высокая точка города расположена в районе Автомобильного института. Даже невысокое здание, построенное на этой площадке, будет хорошо просматриваться практически из любой точки Челябинска. Именно там, на свободном участке, планируется поставить красивое здание высотой до 40 этажей. Какую форму примет городской «маяк», также покажет время; предполагается, что это будет офисное здание.

Следующий проект, в отличие от предыдущих, уже был представлен на градсоветах и получил одобрение городских и областных властей. Это продолжение пешеходной Кировки. В рамках благоустройства территории в границах улицы Труда, реки Миасс и Челябинского областного краеведческого музея появится аллея великих земляков. В сквере, который там уже существует, в форме полукруга организуют экспозицию сада камней. В центре авторы проекта задумали разместить фонтан и аллею славы великих земляков, которая станет одной из пешеходных зон набережной. Вторая подобная зона будет проходить вдоль берега реки и ограничиваться комплексом двухэтажных зданий, которые будут оборудованы под торговые площади, выставочные залы и тому подобное. На открытых террасах зданий предполагается разместить кафе и рестораны.

Идем на Северо-Запад города. Пустующие сегодня территории Челябинского государственного университета в будущем превратятся в крупный студенческий комплекс. Помимо учебных корпусов университета там планируют построить жилой комплекс для перспективных студентов и аспирантов, спортивные объекты. Кроме того, там будут располагаться и здания, в которых выпускники вуза после окончания аспирантуры смогут применять свои знания на практике. «Есть еще одно довольно смелое предложение, – делится планами Дмитрий Градобоев, – неподалеку от студенческого городка построить так называемый «дом Коммуны». В России, правда, такой вид жилья пока не прижился. «Дом Коммуны» представляет собой большой «муравейник», в котором проживают сотни людей. Он включает в себя практически все, что нужно для жизни: школу, детский сад, магазины, поликлинику, салоны красоты и так далее».

В районе улиц Университетская набережная, Чичерина и набережной Миасса появится представительский центр. Такие существуют во многих мировых городах. На одной площадке соединяются религии и конфессии, представительства других городов и стран, крупных компаний и производителей. Объект такого назначения может сыграть большую роль в будущем Челябинска – поможет развить как культурные, так и деловые связи. Главные ворота представительского цента будут выходить на улицу Ак. Королева, а выезд из него – на улицу Технологическую.

На территории Мелькомбината сегодня находится большое количество частных домов. Часть из них каждую весну затапливает водами реки. Вдоль Миасса уже сегодня строится новая набережная. В ближайшем будущем ее намерены продолжить, укрепить, а также приподнять берега реки. Здесь должен появиться комфортный жилой комплекс. Дмитрий Градобоев уверен, что квартиры там будут пользоваться большим спросом. Например, вопрос с транспортной доступностью там уже решен.

Правый берег реки Миасс, вдоль которого простирается парк имени Гагарина, от улицы Молодогвардейцев и до самой Шершневской плотины, станет

Прогулочная зона, парк им. Гагарина (от Молодогвардейцев до плотины Шершней )

рекреационной зоной. Основная часть парка будет приведена в порядок и будет служить прогулочной трассой для горожан. Пройтись по парку можно будет до самой горы Монахов, на которой расположится горнолыжный комплекс. «Также планируется построить там зону для занятия биатлоном. Рельеф местности позволяет это сделать, территория соответствует регламентам международных соревнований», – поясняет собеседник. Кроме того, мэрия всерьез займется воссозданием пруда «Коммунар».

Северная часть города, начиная от промзоны, которая находится на пути из центра в Металлургический район и до начала Свердловского тракта, станет территорией делового и логистического назначения. Там будут развиваться промышленные предприятия и другие объекты бизнеса. Участок, где сейчас живет вещевой рынок («китайский»), должен стать северными воротами города, объединенными в единый ансамбль четырьмя высотными зданиями.

Идеи авторов проекта действительно глобальны. Их ждет еще немало доработок и корректировок, а архитекторов – большой объем работы. Каким станет набережная Миасса через десятилетия, покажет время, но обсуждение проекта начнется уже совсем скоро. Планируется, что в октябре этого года проекты будут представлены на градостроительном совете.