ѕравительство не отменит контроль за строительным рынком
" src=
" src=
ќтмена лицензировани€ в строительной сфере вызвала массу споров и разногласий. ќднако, несмотр€ на возражени€ многочисленных противников, √осдума прин€ла в окончательном чтении и готовит на рассмотрение —овету ‘едерации новую редакцию закона «ќ лицензировании».

Ќа данный момент –осси€ переживает жилищный кризис. Ѕолее 70% теплотрасс наход€тс€ в состо€нии полнейшего износа. “реть населени€ страны проживает в неблагоустроенном жилье. ќчень много ветхоаварийного и дерев€нного жиль€, которое подлежит сносу. ¬ конце 80-х-начале 90-х годов резко возросло количество барачного фонда. —ейчас в среднем на одного росси€нина приходитс€ около 19 квадратных метров. ¬ развитых странах этот показатель близитс€ к 40 и выше. » если мы не можем пока достигнуть такого объема ввода жиль€, то, по крайней мере, должны на 100% обеспечить его качество.

Ћицензирование строительной сферы – это мощный инструмент в руках государства. —ейчас в стране действует более 160 тыс€ч организаций, занимающихс€ строительством. —реди них есть и гигантские организации, и небольшие частные фирмы. √лавное требование к организаци€м, выход€щим на официальный рынок, – наличие в штате специалистов. ¬ строительной организации об€зательно должен быть квалифицированный инженерно-технический персонал. ѕроектировщикам необходимо иметь 5-летний стаж работы в этой сфере. ѕо новым требовани€м, специалисты должны также раз в п€ть лет проходить курсы повышени€ квалификации.

 роме того, строительна€ организаци€ должна иметь в собственности всю необходимую технику и инструменты. Ќо если фирма небольша€ и своей техники у нее нет, об€зательно наличие юридически оформленных договоров аренды этой техники.

ќдин из частых примеров серьезных нарушений правил де€тельности строительных фирм – это построение финансовых пирамид. Ќебольшие строительные организации путем рекламных обещаний привлекали крупные суммы инвестиций. ќни принимали на себ€ об€зательства в короткие сроки возвести достаточно большое количество объектов, хот€ активы и средства, наход€щиес€ в их распор€жении, позвол€ли произвести лишь 50% обещанных работ.

Ќе стоит полагать, что лицензионна€ комисси€ ставит своей целью задушить развитие строительства или приостановить де€тельность «неугодных» компаний. ¬ ее состав вход€т специалисты различных отраслей – представители архитектурно-строительного надзора, органов государственной экспертизы, представители √осстро€. ѕричем в большинстве случаев предпри€ти€ не лишаютс€ лицензий окончательно. ƒействие документа приостанавливаетс€ на срок до 6 мес€цев с условием, что нарушитель должен исправить все, что вызвало претензии экспертной комиссии. ≈сли это происходит раньше, чем через полгода, лицензи€ возвращаетс€ владельцу.

¬ 2004 году лицензии на отдельные виды строительной де€тельности получили 53 тыс€чи организаций. 109 претендентам было отказано. —реди причин – отсутствие квалифицированных специалистов в области строительства и проектировани€, службы менеджмента и даже  офиса, то есть юридического адреса, по которому можно найти предпри€тие в случае возникновени€ проблем.

ѕравда, как за€вил на совещании в —овете ‘едерации замминистра экономического развити€ и торговли ¬италий —авельев, правительство не планирует полностью отмен€ть контроль за строительным рынком. «акон «ќ лицензировании», по его словам, направлен на дальнейшее снижение регулирующей роли государства в производственной и коммерческой де€тельности. ѕо словам —авельева, в насто€щее врем€ в –оссии в год выдаетс€ около 70 тыс€ч строительных лицензий. «ќднако они не спасают нас от таких объектов, как "“рансвааль-парк"», – за€вил он. ѕри этом —авельев признал, что выдача лицензий на строительство порой создает подпольный, «теневой» рынок. «ƒл€ выдачи лицензий при каждом выдающем органе создаютс€ так называемые «карманные» фирмы, и общий объем средств, которые взимаютс€ с желающих получить лицензию на рынке строительства предпри€тий, в год достигает $35 миллионов», – сказал он.

“аким образом, прин€тие закона «ќ лицензировании» должно послужить развитию конкурентоспособности и устранению коррупции на рынке строительства.

ќднако пока схемы, по которым будет производитьс€ контроль государства за строительными организаци€ми, не €сны, и это при условии, что такие важные задачи, как проектирование и инженерные изыскани€, ни в коем случае нельз€ довер€ть дилетантам. “акже нельз€ довер€ть изыскани€м 10- и 20-летней давности. »менно поэтому специалисты ‘едерального лицензионного центра при √осстрое –оссии активно выступали против отмены лицензировани€ в области строительства. ѕо утверждению генерального директора этой организации јлександра “олкачева, такие перемены могут пагубно отразитьс€ на качестве и безопасности стро€щегос€ жиль€. Ёто может создать в этой отрасли очень опасный правовой вакуум. ћы снова можем вернутьс€ к тому времени, когда на довольно привлекательный рынок попробуют пробратьс€ недобросовестные компании.