Энергосбережение в Челябинске: хватит отапливать улицу!
" src=
" src=
Состояние жилищно-коммунального хозяйства всегда являлось предметом критики и злобных шуток. Но теперь, когда горе услуги ЖКХ – вечно холодные квартиры, недостаточно горячая вода и многое другое – с каждым годом все дорожают и дорожают, стало не до шуток. Самое неприятное, что платить приходится не за услуги, а за их отсутствие – специалистами подсчитано, что порядка 70% платежей населения за тепло уходят на покрытие энергопотерь.

Реформы ЖКХ должны сопровождаться использованием современных финансовых механизмов.

" src=
" src=
Челябинские городские власти пытаются исправить ситуацию: подготовлена программа модернизации ЖКХ, совместно с компанией «Тепловые системы» был организован конкурс СМИ на тему энергосбережения, чтобы донести до челябинцев светлую идею о том, что и реформа жилищно-коммунальной сферы, и снижение затрат на ее содержание невозможно без внедрения в жизнь новых энергосберегающих технологий. Нужно сказать, что идея эта не нова – еще в марте 2003 года южноуральский губернатор издал постановление, которое утвердило основные направления энергосбережения в Челябинской области до 2010 года. В частности, в постановлении говорилось: «В условиях ограниченности бюджетных средств первостепенное значение имеют учет и контроль за расходованием энергоресурсов, а также возможность влиять на количество их потребления. Поэтому энергосбережение на объектах бюджетной сферы предусматривает:
  • учет и регулирование потребления энергоресурсов;
  • модернизацию систем отопления;
  • проведение энергетических обследований и паспортизацию организаций.

Введение приборного учета потребления энергетических ресурсов является необходимым и обязательным условием начала энергосберегающих работ на объектах бюджетной сферы. Учет позволяет дать информацию о реальном потреблении энергетических ресурсов, достичь экономии средств, обусловленной исключением излишне предъявляемой платы за не потребленные энергоресурсы, целенаправленно осуществлять энергосберегающие мероприятия и оценивать их эффективность. 

Наличие учета позволяет регулировать потребление энергетических ресурсов в зависимости от времени суток и температуры наружного воздуха. При установке на объектах систем автоматического регулирования теплопотребления возникает необходимость в модернизации системы отопления здания, что объясняется широким применением однотрубных вертикальных систем отопления, которые сложны в балансировке и практически не пригодны для автоматического регулирования.

Модернизация систем отопления предусматривает:

  • ревизию систем отопления, выявление и замену изношенных участков, промывку систем;
  • изменение схемы системы отопления для реализации возможности регулирования параметров расхода и температуры теплоносителя».
" src=
" src=
В Челябинске также действовала программа энергосбережения, однако существенных изменений население пока не увидело. По мнению первого вице-мэра Сергея Давыдова, причина неудачи программы была в изначально неправильном подходе к ее реализации. «В настоящее время администрация города разработала и выносит на рассмотрение в городской думе на 27 сентября программу повышения энегоэффективности жилищно-коммунального хозяйства, и эта программа как раз предусматривает систему мер, которые позволили бы в Челябинске обеспечить энергосбережение на достаточно высоком уровне, – пояснил Сергей Давыдов на пресс-конференции 29 августа. – Мы посчитали, что за месяц энергопотери в городе составляют 790 тысяч тонн условного топлива. Если мы сумеем реализовать намеченное, то энергопотери сократятся примерно на 50%. Для сравнения – по прежней программе энергосбережения на 2005 год из городского бюджета выделялось всего 4 миллиона рублей, эти деньги тратились в основном на установку теплосчетчиков. Новая программа предполагает увеличение бюджетных расходов на эти цели до 30 миллионов рублей в год. Необходимый объем финансирования составляет более 1 миллиарда рублей, но мы понимаем, что город эту сумму не осилит, часть средств будут привлечены из областного и федерального бюджетов. Реализация этого проекта в первую очередь позволит снизить финансовую нагрузку на жителей города, в их расчетах за энергоресурсы, и, во-вторых, позволит экономически стимулировать производителей тепла».
" src=
" src=
По мнению второго Сергея Давыдова, руководителя «Тепловых систем», сберечь потерянные сотни тысяч тонн условного топлива не так сложно, как кажется. «Мероприятия по энергосбережению в 3-4 раза дешевле, чем мероприятия по добыче этого топлива, – заявил он. – Структура энергообеспечения города и региона складывалась в 30-е годы, тогда были другие цели – скорейшая индустриализация страны и получение оборонной мощи. То есть задач по сокращению потребления энергии не ставилось совсем. До сих пор мы имеем структуру чрезмерной централизации энергообеспечения – ТЭЦ, теплоцентрали и так далее. Сейчас ситуация в корне изменилась: появился новый материал, новые технологии, которые не только позволяют использовать имеющиеся ресурсы в производстве и передачи тепловой энергии, но и сделать этот процесс намного более эффективным».

Прежде всего, по мнению руководителя «Тепловых систем», необходимо произвести замену встроенного панельного отопления и оборудовать дома навесными радиаторами. Панельные дома – это огромная часть жилого фонда, которая построена по старой технологии, и сейчас, по сути, мы «отапливаем улицу». Специалисты проводили исследования с помощью приборов, которые инфракрасным излучением сканировали жилой сектор. В результате, можно было наблюдать, что от панельных домов выделяются целые «фонтаны» тепловой энергии.

" src=
" src=
По словам челябинского вице-мэра, уже в скором времени будут определены подрядчики, которым и поручат модернизировать наши жилища. Главное требование к организациям – это наличие инновационных энергосберегающих предложений, предпочтение конкурсная комиссия будет отдавать именно им. Однако некоторые специалисты усматривают недостатки в системе конкурсов и оплаты работ по бюджетной схеме. Московская аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» (РБС) несколько лет назад – во время бума внедрения энергосбережения в столице – проводила исследования применения одного из наиболее реальных финансовых инструментов для развития ресурсосбережения в жилищном секторе – заключение перфоманс-контрактов. Во всем мире энергосберегающие системы внедряются на их основании. Energy Performance Contracting или перфоманс-контракт (от англ. рerformance – исполнение) – договор на внедрение энергосберегающих технологий. Такие контракты начали использовать в Америке в конце 1970-х годов. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Любопытно, что оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, составляющих экономический эффект от внедрения энергосберегающих технологий.

Привлекательность перфоманс-контракта для заказчика очевидна: нет экономического эффекта – нет оплаты за услуги ЭСКО. Заказчик рассчитывается только за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий. Перфоманс-контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно-изыскательские работы), то есть является по своей природе смешанным договором в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса России и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию.

" src=
" src=
Почему же зарубежный и российский опыт работы по перфоманс-контрактам не используется в проектах реформирования ЖКХ? Во многих регионах утверждены и реализуются долгосрочные инвестиционные программы в области энергосбережения, для модернизации коммунальных систем привлекаются кредиты международных банков. Однако власти субъектов федерации и муниципальные власти выделяют финансирование под такие проекты по классической бюджетной схеме, заключая государственные и муниципальные контракты на выполнение подрядных работ по реконструкции или модернизации объектов ЖКХ. При этом работы, выполненные подрядчиком, оплачиваются за счет бюджетных средств по факту выполнения этапов работ вне зависимости от достижения экономического эффекта от такой модернизации, тогда как по перфоманс-контракту получение экономического эффекта является главным и необходимым условием расчетов за выполненные работы. Очевидная привлекательность перфоманс-контрактов для государственного и муниципального заказчика не используется госструктурами. Одна из основных причин – негибкость бюджетной семы, другая – нежелание банков выдавать кредиты под такой вид деятельности.