Ёнергосбережение в „ел€бинске: хватит отапливать улицу!
" src=
" src=
—осто€ние жилищно-коммунального хоз€йства всегда €вл€лось предметом критики и злобных шуток. Ќо теперь, когда горе услуги ∆ ’ – вечно холодные квартиры, недостаточно гор€ча€ вода и многое другое – с каждым годом все дорожают и дорожают, стало не до шуток. —амое непри€тное, что платить приходитс€ не за услуги, а за их отсутствие – специалистами подсчитано, что пор€дка 70% платежей населени€ за тепло уход€т на покрытие энергопотерь.

–еформы ∆ ’ должны сопровождатьс€ использованием современных финансовых механизмов.

" src=
" src=
„ел€бинские городские власти пытаютс€ исправить ситуацию: подготовлена программа модернизации ∆ ’, совместно с компанией «“епловые системы» был организован конкурс —ћ» на тему энергосбережени€, чтобы донести до чел€бинцев светлую идею о том, что и реформа жилищно-коммунальной сферы, и снижение затрат на ее содержание невозможно без внедрени€ в жизнь новых энергосберегающих технологий. Ќужно сказать, что иде€ эта не нова – еще в марте 2003 года южноуральский губернатор издал постановление, которое утвердило основные направлени€ энергосбережени€ в „ел€бинской области до 2010 года. ¬ частности, в постановлении говорилось: «¬ услови€х ограниченности бюджетных средств первостепенное значение имеют учет и контроль за расходованием энергоресурсов, а также возможность вли€ть на количество их потреблени€. ѕоэтому энергосбережение на объектах бюджетной сферы предусматривает:
  • учет и регулирование потреблени€ энергоресурсов;
  • модернизацию систем отоплени€;
  • проведение энергетических обследований и паспортизацию организаций.

¬ведение приборного учета потреблени€ энергетических ресурсов €вл€етс€ необходимым и об€зательным условием начала энергосберегающих работ на объектах бюджетной сферы. ”чет позвол€ет дать информацию о реальном потреблении энергетических ресурсов, достичь экономии средств, обусловленной исключением излишне предъ€вл€емой платы за не потребленные энергоресурсы, целенаправленно осуществл€ть энергосберегающие меропри€ти€ и оценивать их эффективность. 

Ќаличие учета позвол€ет регулировать потребление энергетических ресурсов в зависимости от времени суток и температуры наружного воздуха. ѕри установке на объектах систем автоматического регулировани€ теплопотреблени€ возникает необходимость в модернизации системы отоплени€ здани€, что объ€сн€етс€ широким применением однотрубных вертикальных систем отоплени€, которые сложны в балансировке и практически не пригодны дл€ автоматического регулировани€.

ћодернизаци€ систем отоплени€ предусматривает:

  • ревизию систем отоплени€, вы€вление и замену изношенных участков, промывку систем;
  • изменение схемы системы отоплени€ дл€ реализации возможности регулировани€ параметров расхода и температуры теплоносител€».
" src=
" src=
¬ „ел€бинске также действовала программа энергосбережени€, однако существенных изменений население пока не увидело. ѕо мнению первого вице-мэра —ерге€ ƒавыдова, причина неудачи программы была в изначально неправильном подходе к ее реализации. «¬ насто€щее врем€ администраци€ города разработала и выносит на рассмотрение в городской думе на 27 сент€бр€ программу повышени€ энегоэффективности жилищно-коммунального хоз€йства, и эта программа как раз предусматривает систему мер, которые позволили бы в „ел€бинске обеспечить энергосбережение на достаточно высоком уровне, – по€снил —ергей ƒавыдов на пресс-конференции 29 августа. – ћы посчитали, что за мес€ц энергопотери в городе составл€ют 790 тыс€ч тонн условного топлива. ≈сли мы сумеем реализовать намеченное, то энергопотери сократ€тс€ примерно на 50%. ƒл€ сравнени€ – по прежней программе энергосбережени€ на 2005 год из городского бюджета выдел€лось всего 4 миллиона рублей, эти деньги тратились в основном на установку теплосчетчиков. Ќова€ программа предполагает увеличение бюджетных расходов на эти цели до 30 миллионов рублей в год. Ќеобходимый объем финансировани€ составл€ет более 1 миллиарда рублей, но мы понимаем, что город эту сумму не осилит, часть средств будут привлечены из областного и федерального бюджетов. –еализаци€ этого проекта в первую очередь позволит снизить финансовую нагрузку на жителей города, в их расчетах за энергоресурсы, и, во-вторых, позволит экономически стимулировать производителей тепла».
" src=
" src=
ѕо мнению второго —ерге€ ƒавыдова, руководител€ «“епловых систем», сберечь потер€нные сотни тыс€ч тонн условного топлива не так сложно, как кажетс€. «ћеропри€ти€ по энергосбережению в 3-4 раза дешевле, чем меропри€ти€ по добыче этого топлива, – за€вил он. – —труктура энергообеспечени€ города и региона складывалась в 30-е годы, тогда были другие цели – скорейша€ индустриализаци€ страны и получение оборонной мощи. “о есть задач по сокращению потреблени€ энергии не ставилось совсем. ƒо сих пор мы имеем структуру чрезмерной централизации энергообеспечени€ – “Ё÷, теплоцентрали и так далее. —ейчас ситуаци€ в корне изменилась: по€вилс€ новый материал, новые технологии, которые не только позвол€ют использовать имеющиес€ ресурсы в производстве и передачи тепловой энергии, но и сделать этот процесс намного более эффективным».

ѕрежде всего, по мнению руководител€ «“епловых систем», необходимо произвести замену встроенного панельного отоплени€ и оборудовать дома навесными радиаторами. ѕанельные дома – это огромна€ часть жилого фонда, котора€ построена по старой технологии, и сейчас, по сути, мы «отапливаем улицу». —пециалисты проводили исследовани€ с помощью приборов, которые инфракрасным излучением сканировали жилой сектор. ¬ результате, можно было наблюдать, что от панельных домов выдел€ютс€ целые «фонтаны» тепловой энергии.

" src=
" src=
ѕо словам чел€бинского вице-мэра, уже в скором времени будут определены подр€дчики, которым и поручат модернизировать наши жилища. √лавное требование к организаци€м – это наличие инновационных энергосберегающих предложений, предпочтение конкурсна€ комисси€ будет отдавать именно им. ќднако некоторые специалисты усматривают недостатки в системе конкурсов и оплаты работ по бюджетной схеме. ћосковска€ аудиторско-консультационна€ группа «–азвитие бизнес-систем» (–Ѕ—) несколько лет назад – во врем€ бума внедрени€ энергосбережени€ в столице – проводила исследовани€ применени€ одного из наиболее реальных финансовых инструментов дл€ развити€ ресурсосбережени€ в жилищном секторе – заключение перфоманс-контрактов. ¬о всем мире энергосберегающие системы внедр€ютс€ на их основании. Energy Performance Contracting или перфоманс-контракт (от англ. рerformance – исполнение) – договор на внедрение энергосберегающих технологий. “акие контракты начали использовать в јмерике в конце 1970-х годов. ƒанный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (Ё— ќ) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предпри€тии заказчика за счет привлеченных Ё— ќ кредитных средств. Ћюбопытно, что оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные Ё— ќ работы производитс€ заказчиком после внедрени€ проекта за счет средств, составл€ющих экономический эффект от внедрени€ энергосберегающих технологий.

ѕривлекательность перфоманс-контракта дл€ заказчика очевидна: нет экономического эффекта – нет оплаты за услуги Ё— ќ. «аказчик рассчитываетс€ только за счет средств, сэкономленных в результате внедрени€ энергосберегающих технологий. ѕерфоманс-контракт содержит элементы различных договоров (подр€да, услуг, финансовой аренды, поручени€, договора на проектно-изыскательские работы), то есть €вл€етс€ по своей природе смешанным договором в соответствии со ст. 421 √ражданского кодекса –оссии и представл€ет собой достаточно сложную юридическую конструкцию.

" src=
" src=
ѕочему же зарубежный и российский опыт работы по перфоманс-контрактам не используетс€ в проектах реформировани€ ∆ ’? ¬о многих регионах утверждены и реализуютс€ долгосрочные инвестиционные программы в области энергосбережени€, дл€ модернизации коммунальных систем привлекаютс€ кредиты международных банков. ќднако власти субъектов федерации и муниципальные власти выдел€ют финансирование под такие проекты по классической бюджетной схеме, заключа€ государственные и муниципальные контракты на выполнение подр€дных работ по реконструкции или модернизации объектов ∆ ’. ѕри этом работы, выполненные подр€дчиком, оплачиваютс€ за счет бюджетных средств по факту выполнени€ этапов работ вне зависимости от достижени€ экономического эффекта от такой модернизации, тогда как по перфоманс-контракту получение экономического эффекта €вл€етс€ главным и необходимым условием расчетов за выполненные работы. ќчевидна€ привлекательность перфоманс-контрактов дл€ государственного и муниципального заказчика не используетс€ госструктурами. ќдна из основных причин – негибкость бюджетной семы, друга€ – нежелание банков выдавать кредиты под такой вид де€тельности.