Жилищные субсидии: вопросов больше, чем ответов
" src=
" src=
Идея выдачи субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг – благотворительный шаг государства. Изначально эти деньги должны были стать, с одной стороны – материальной помощью населению с низким достатком, с другой – гарантией структуре ЖКХ в том, что предоставляемые услуги будут оплачены в полном объеме. Однако пока что механизм не работает на полную мощность и обе стороны остаются недовольны результатами.

По новому законодательству плата за ЖКУ взимается в 100%-ном объеме, никаких поблажек коммунальщики не дают никому. В решении этой проблемы Челябинск оказался в числе первых – в мае 2005 года было определено, что уже с 1 августа субсидии жители города будут получать «живым рублем» и тем же рублем лично расплачиваться с коммунальщиками. «Порядок назначения субсидий останется прежним, изменится только порядок финансирования, – рассказывал вице-мэр по социальному развитию Вадим Евдокимов на одной из пресс-конференций. – Переход на новую систему предоставления субсидий обусловлен прежде всего требованиями нового Жилищного кодекса. Предполагается, что таким образом жилищные предприятия будут освобождены от несвойственных им функций, таких, как расчет субсидий, и будут заниматься исключительно предоставлением услуг ЖКХ. Еще одна цель нововведения – сокращение задолженности граждан перед коммунальными службами».

Но пока нельзя говорить о том, эффективно ли работает система. Специалисты считают, что выводы можно будет делать не ранее чем через год. По предварительным результатам, ничего хорошего пока система субсидирования не принесла – ни нуждающимся жителям, ни коммунальным службам. Количество потенциальных получателей субсидий точно назвать нельзя, так как характер их получения – заявительный. Но даже из нуждающихся семей Челябинской области лишь 7,5% получили материальную помощь в прошедшем году. На субсидирование населения в областном бюджете было запланировано около 800 миллионов рублей, но до людей дошло лишь немногим больше 50% этих денег – 451 миллион 662 тысячи 825 рублей. То есть 92,5% потенциальных малоимущих остались за бортом реформы. Об этом рассказал заместитель министра социальных отношений Валерий Лугинин на пресс-конференции 15 февраля. Показательно, что причиной «низкого спроса» на материальную помощь он счел скромность и лень самих нуждающихся граждан. Не исключено, что причина также кроется в недостаточной информированности населения о том, кто имеет право на субсидии и что необходимо сделать, чтобы это право реализовать. На этом стоит остановиться подробнее.

Кому положены субсидии

Государство установило максимально допустимую сумму расходов на коммунальные услуги, которая зависит от размера семейного бюджета. В Челябинской области максимальная доля платы за ЖКУ составляет 22% от доходов семьи. Если же среднедушевой доход семьи оказывается ниже прожиточного минимума, то применяется поправочный коэффициент, равный 0,5%, с помощью которого эта доля еще уменьшается. Так что если совокупный доход семьи не превышает величину прожиточного минимума более чем на 20%, можно рассчитывать, что максимально допустимая доля оплаты коммунальных услуг не должна превышать 11-13% от семейного бюджета. На эту привилегию имеют право одиноко проживающие пенсионеры и семьи, состоящие только из пенсионеров, также семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми и одинокие матери.

Также в зависимости от основания проживания право на помощь государства имеют:
- пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилом фонде;
- наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилом фонде;
- члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
- собственники жилого помещения (квартиры, дома, части квартиры или дома).

Субсидии выдаются указанным лицам и членам их семей, проживающим совместно – по месту жительства или по месту пребывания. Причем по месту пребывания субсидия выплачивается только в том случае, если льгота не предоставлялась ранее по месту жительства.

При расчете субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг учитывается занимаемая площадь, которая не должна превышать социальной нормы. Для одинокого человека – это 33 квадратных метра, для отдельного члена семьи из двух человек – 21 квадратный метр, если семья состоит из трех и более человек, то на одного члена должно приходиться 18 квадратных метров. В отношении особо нуждающихся категорий социальная норма была увеличена – для пенсионеров «по возрасту» и матерей одиночек субсидия предоставляется на общую площадь квартиры; но при этом не более 54 квадратных метров – для одиноких пенсионеров и не более 72 квадратных метров – для супружеских пар пенсионеров и одиноких матерей. Размер субсидии составляет почти тысячу рублей.

Какие нужны документы

Чтобы получить субсидию, необходимо обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства. Список необходимых документов внушителен, главное – ничего не забыть:

- заявление в письменной форме;
- справка о составе семьи;
- документ, удостоверяющий личность и гражданство России как заявителя, так и членов его семьи;
- документы о доходе каждого из членов семьи за 3 месяца перед моментом обращения;
- документы, подтверждающие основание проживания в жилом помещении;
- счета-квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг;
- справка от энергоснабжающей организации для расчета субсидии;
- документ, подтверждающий право на льготу;
- тем, кто имеет задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг более чем за 3 месяца, необходимо принести копию письменного согласия гражданина с поставщиком ЖКУ о реструктуризации задолженности.

Субсидия выдается в течение 6 месяцев, и побеспокоиться о ее оформлении стоит заранее – за 2 месяца до начала выплат, так как при оформлении с 1-15 число месяца субсидия начинает действовать со следующего месяца, а с 16 числа – со второй половины последующего месяца.

***

Не секрет, что полученные от государства «халявные» деньги далеко не все захотят потратить именно на оплату коммуналки или погашение долга. В 2005 году 4% получателей субсидий так и не начали исправно платить по счетам, это порядка 360 семей. В суммарном выражении ушедшая в небытие материальная помощь за полгода составила около 1 миллиона рублей. Естественно, карман государства не резиновый, поэтому после трех месяцев неплатежей провинившиеся граждане однозначно лишаются права на получение субсидии. Простого желания получать подспорье к семейному бюджету вовсе не достаточно. Причина основной массы отказов от начисления субсидий – несоответствие предоставленных документов требованиям законодательства.

Нельзя не заметить и парадокс – стоимость квартплаты и коммунальных услуг растет, а получателей субсидий больше не становится. Кроме лени и стыда признать себя малоимущим есть и другие – не менее важные факторы. Многие государственные деятели вообще сомневаются, что в России достаточное количество нуждающихся в льготах граждан, и причина этого – большая доля «серых» зарплат. То есть фактически человек, предоставляющий справку о доходах в 1,5-2 тысячи рублей, может зарабатывать в пять-десять раз больше. Население же на это отвечает другим доводом – жалобами на некомпетентность сотрудников центров соцобеспечения и неудобным графиком работы этих центров. Последняя претензия вполне обоснована – эти учреждения работают с 8:00 до 17:00, и работающим гражданам нереально попасть на прием, не отпрашиваясь с работы. Несмотря на обещания настроить сотрудников центров на изменение графика, реальных действий проведено не было. Другая проблема, возможно, решится в ближайшее время – по указанию первого вице-губернатора Андрея Косилова, в декабре 2005 года в Челябинской области начали бурную деятельность еще 100 человек, задача которых – как можно больше расширить круг получателей субсидий. На льготы для оплаты ЖКУ в новом году выделено почти 900 миллионов рублей, и распределить эти деньги необходимо как можно более качественно.

Ранее на эту тему:
В Челябинске соцзащита будет «вылавливать» обладателей субсидий
Больше субсидий – хороших и разных
Получатели субсидий не хотят тратить их на оплату ЖКХ
Субсидии будут выдаваться на руки