Рафиль Нажипов, начальник Государственной жилищной инспекции: «На рынок обслуживания жилья должны прийти надежные управляющие компании»
" src=
" src=
Рынок обслуживания жилья пополняется новыми управляющими компаниями. Информации о них, как правило, немного, и челябинцы всерьез обеспокоены тем, кому доверить свое комфортное проживание. О том, какие управляющие организации можно считать надежными и с кого спрашивать за непредоставленные коммунальные услуги, мы поговорим с начальником Государственной жилищной инспекции Челябинской области Рафилем Нажиповым.

– Сегодня по Челябинской области жилищных услуг оказывается на 13 миллиардов рублей. Это живые деньги, которые платит население. Жилищный кодекс, по которому мы живем уже больше года, четко прописывает, что от имени государства контроль за расходованием средств возлагается на жилищную инспекцию. До недавнего времени наша инспекция была укомплектована специалистами лишь на треть от требуемой численности, теперь ситуация более-менее стабилизировалась.

Прозрачности на рынке коммунальных услуг почти нет. Губернатором области Петром Суминым перед нами была поставлена цель – раскрыть весь спектр коммунальных услуг и обозначить самые серьезные проблемы. Когда специалисты провели этот анализ, выяснилось, к примеру, что большая часть жалоб – 23 процента – поступает на изношенность инженерных сетей. Далее следуют неудовлетворительное содержание подъездов и, к сожалению, увеличилось число жалоб на незаконную перепланировку квартир. Теперь, когда сложности обозначены, надо найти рычаги контроля и воздействия на нарушителей. Это могут быть как собственники квартир, так и муниципалитет.

– В жилищную инспекцию могут обращаться только жильцы муниципального фонда?

– Нет, мы рассматриваем заявления по всему жилью, независимо от форм собственности. Так что к нам могут обращаться жители как муниципальных, так и приватизированных квартир.

– Вы уже озвучили, что услуги ЖКХ по области оказываются на 13 миллиардов, но заметного улучшения жители многоквартирных домов так и не замечают

– На сто процентов согласен с этим. С приходом на рынок жилья частных управляющих компаний выяснилось, что муниципалитеты передали жилой фонд, но людям пока не удается справиться с проблемами, касающимися коммунальных услуг . Поэтому власть должна оставаться на стороне жильцов. Надо сказать, что улучшение в этом плане просматривается с трудом. Многие из частных компаний не имеют необходимой материальной базы, квалифицированных кадров и финансовых возможностей. А обещаний раздается много.

Как не допустить к обслуживанию жилфонда недобросовестные управляющие компании?

– Чтобы отсеять тех, кто не способен обслуживать жилье, инспекция создает реестр управляющих компаний и организаций, обслуживающих ЖКХ, в котором будут указаны все их полные характеристики. Наша задача – пустить на рынок тех, у кого есть финансовые возможности, а не рассчитывать на то, что кто-то соберет деньги с жильцов и на этом разовьет свою деятельность. Так что фирмы будут отсеиваться. В том числе и по наличию достаточного уставного капитала. Сравните: только ремонт одной кровли обходится почти в пятьсот тысяч рублей. А если управлять жилфондом придет несостоятельная компания? Вряд ли тогда жильцам можно будет надеяться на качественное обслуживание.

Есть и такие опасения, что компании придут на рынок, соберут деньги, а к осени обанкротятся. Более того, они ведь могут прийти на место уже существующих ЖЭУ, ПЖРЭО, взять имущество этих предприятий, обанкротить, забрать подвалы и цоколи, а к осени самоликвидироваться. Эту проблему мы ставим перед руководителями муниципалитетов, чтобы люди не остались к осени один на один с коммунальными проблемами.

– И каковы шансы того, что этого не произойдет?

– Губернатор жестко поставил условие – не допустить развала жилищной сферы. Сегодня мы не только составляем реестр управляющих компаний, но и организуем аналогичный реестр на каждый дом. В паспорт дома будут включены все сведения, начиная с даты постройки дома и заканчивая техническими характеристиками здания. Но эта работа займет не один год, составить паспорт на каждый дом области мы планируем к 2010 году.

– Вам не кажется, что в этом плане телега идет впереди лошади? Может быть, реестр управляющих компаний стоило составить до того, как их начали выбирать жильцы?

– Нет, с этим не соглашусь. Во-первых, из года в год идет подготовка к отопительному сезону. В ходе этого обследуется жилой фонд. В прошлом году на это были направлены огромные деньги, без них муниципалитеты вообще бы к холодам не подготовились. Эта зима показала, что область прожила зиму на достойном уровне. А во-вторых, по Челябинску реестр управляющих компаний уже был опубликован в СМИ. Та же работа идет и в Южноуральске, Сатке, Копейске. Если сегодня кто-то проскочит на рынок и не будет оказывать обещанных услуг, то жилищная инспекция совместно с муниципалитетами примет меры, в том числе и с целью исключения компании из реестра с возвращением денежных средств.

– Другими словами, вы не исключаете, что для некоторых предприимчивых граждан управление жилым фондом станет еще одним путем для махинаций?

– Не исключаю и этого. Например, если компания состоит из трех человек – бухгалтера, руководителя и юриста, а для обслуживания своих участков нанимает в подрядных организациях бригады, то такие фирмы в первую очередь попадут под пристальное внимание жилинспекции и прокуратуры.

И еще один момент. Жильцы часто надеются на авось, думая, что кто-нибудь выберет управляющую компанию за них. Это неверный подход. Управляющие компании в первую очередь стараются взять относительно новый жилфонд, который не требует глобальных денежных вложений. Дома с большим износом, переданные от промышленных предприятий, железной дороги, а также общежития, они берут неохотно. Так что, дожидаясь, когда муниципалитет сам назначит обслуживающую организацию, жильцы рискуют не дождаться капитального или текущего ремонта.

– Если вместо надежных управляющих компаний на рынок коммунальных услуг придут шарлатаны, какие санкции к ним будут применены?

– В этом вопросе у нас с прокуратурой области уже наработан опыт. Тот, кто приходит на рынок, рассчитывает на скорую и большую прибыль. Но ее не будет, если работа не будет поставлена так, как того требует закон. А получать прибыль, не оказывая всего спектра услуг – очевидное воровство денег у людей.

В прошлом году мы рассмотрели 188 дел по нарушениям правил и норм содержания жилья и Жилищного кодекса и наложили административные штрафы на руководителей в жилищно-коммунальной сфере. Дальнейшая работа нам позволит пресекать деятельность мошенников. Не так давно выросли и штрафы, теперь они могут составлять до 50 тысяч рублей. Мы понимаем, что для многих руководителей это невеликая сумма. Поэтому не случайно провели в начале марта Координационный совет госжилинспекций 41 субъекта России, так как в законах очевидны нестыковки. Это касается Административного, Жилищного, Уголовного кодекса. Соответствующие изменения о госконтроле в жилищной сфере мы уже предложили президенту и правительству России.

Закон четко прописывает: за свои действия нарушитель должен нести ответственность. Так что соответствующие санкции применяются и к жильцам. Например, по статье 7.21 Кодекса об административных правонарушениях за использование помещения не по назначению, за его порчу или самовольную перепланировку взимается от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда. Например, недавно жильцы с улицы Российской обратились с такой жалобой. В одной из квартир их дома была сделана перепланировка квартиры, в результате которой была перегорожена лестничная площадка да так, что с площадки «исчезло» почти 40 процентов общей площади. В Европе без согласия других жильцов дома человек не может поставить даже телевизионную антенну!

– Многие жители возмущены тем, как происходит процесс прихода на рынок управляющих компаний. Зачастую жильцов просто ставят перед фактом, не давая права выбора. Обитатели многоквартирных домов уже сомневаются, насколько эффективно управляющие компании смогут обслуживать жилфонд…

– Сложности в этом плане будут, скорее всего, они начнутся уже нынешней осенью. Но паниковать все равно не стоит. Как я уже говорил, задача жилинспекции вкупе с другими службами – сделать рынок обслуживания жилья максимально прозрачным и отслеживать все финансовые потоки. За один месяц всю организационную работу нам, конечно, не сделать, но у нас есть технические возможности и поддержка области, а у специалистов – знания.

В этом году правительству и Законодательному собранию Челябинской области предстоит обратиться в правительство России, чтобы предложить использовать часть стабилизационного фонда на ремонт уже имеющегося жилого фонда. Нужно хотя бы привести его в нормальное состояние. По сути, это и есть реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», но наши стартовые возможности необходимо пересмотреть. В старом жилье, в том числе и социальном, остались наши старики, ветераны, учителя, врачи, которые живут на небольшую зарплату и пенсию. Им не вытянуть сегодня эту нагрузку по содержанию квартиры, это однозначно. Задача строителей в рамках проекта – решить, какое жилье и по каким расценкам они будут строить. А комфортное жилье – это гарантированные услуги по отоплению, по ремонту, содержанию домов. Свою работу инспекция строит именно в этом направлении.

P.S.: Все вопросы и отзывы, поступившие от читателей в редакцию сайта, переданы специалистам Госжилинспекции Челябинской области. По мере того, как будут решаться коммунальные проблемы жильцов, мы будем публиковать результаты обращений.