Что ждет хозяина дома
" src=
" src=
Коммунальная реформа – проблема номер один в России. От нее зависит и развитие строительства, и повышение уровня жизни населения – в общем, все то, на чем сконцентрировано сейчас внимание руководителей государства. Основной груз в решении этой проблемы лег на плечи руководства городов-миллионников. Причина этого в первую очередь в том, что цена вопроса высока, новое государство существует уже 15 лет, а системы жизнеобеспечения работают по старинке, на модернизацию коммунальной системы – физической и моральной – необходимо практически столько же денег, как и на создание «с нуля».

Стратегический проект «Хозяин дома» предполагает создание в Екатеринбурге 12 крупных зон управления жилым фондом, на территории которых жилищно-коммунальным обслуживанием и ремонтом квартир и домов по территориальному принципу будут заниматься специальные Управляющие компании (организации).

Согласно основным принципам жилищно-коммунальной реформы, реализуемой в настоящее время в России, приоритет в этой сфере постепенно будет отдаваться частным компаниям, которым власти Екатеринбурга на конкурсной основе намерены постепенно передать основные фонды и оборудование, сосредоточенное на балансах многочисленных муниципальных организаций. К началу 2006 года в уральской столице действовало 10 крупных организаций, управляющих в общей сложности 19,5 миллиона квадратных метров жилья, среди них – 4 муниципальных учреждения районных управления ЖКХ, 2 муниципальных унитарных предприятия, 2 закрытых акционерных общества, 2 среднекоммерческие организации и 8 более или менее состоятельных частных управляющих компаний. Около 4,5 миллиона квадратных метров жилья управляется ТСЖ и кооперативами, около 1 миллиона остается в ведении государственных организаций.

«Особенности, действовавшие до принятия последних городских нормативных актов системы управления экономикой в том, что по традиции, доставшейся от классической службы заказчика, наши управляющие организации до недавнего момента совмещали в себе функции по обеспечению обслуживания жилья и полномочия города по муниципальному образованию, – пояснил Олег Санжанов. – По новой базовой модели управления многоквартирной экономикой муниципальный сектор жилищного хозяйства сокращается до структур, обеспечивающих пополнение функций по управлению за счет социального финансирования этих функций. Новые частные эксплуатационные предприятия и организации в условиях рыночной конкуренции должны будут существенно улучшить степень качества услуг, оказываемых населению в области ЖКХ, и обеспечить новый уровень сервиса в этой сфере. Проект подкрепляется стратегическим направлением деятельности администрации, расписанный планом мероприятий на ближайшие 10 лет, в том числе главное направление – разработка и реализация муниципально-областной политики, обеспечивающей эффективность функционирования отдельных собственников жилья и управляющих организаций. В проекте выделено 3 сферы законов муниципальной политики: сфера организации выполнения жилищного фонда, сфера экономических отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг и сфера технического обслуживания и санитарного содержания жилья».

Распределение законодательства в органах управления выглядит следующим образом: администрация Екатеринбурга и городское управление ЖКХ осуществляет общий контроль за действиями районных управлений, инспектирует жилищные фонды, обеспечивает процесс ценообразования, планирует расходы бюджетных средств. На районном уровне существует райжилинспекция, которая обеспечивает исполнение полномочий в форме взаимоуправления по перепланировке и переводу помещений из нежилых в жилые, прием объектов в муниципальную собственность, вопросы гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях в ЖКХ, контроль исполнения решений внутреннего самоуправления.

По словам Олега Санжанова, жители Екатеринбурга довольно прохладно отнеслись к идее создания ТСЖ. «Как показывает опыт проведения собраний, 97% из них принимает решение в пользу выбора управляющей организации, – пояснил он. – Значительная часть собственности – в основном жилье в новостройках – где создавались ТСЖ, отказывается от самообслуживания в пользу заключения договора с управляющими организациями».

Самая сложная задача при реализации стратегического проекта – отбор участников из управляющих организаций. «Среди учредителей предполагаемых управляющих организаций в основном ремонтно-строительные предприятия, работающие в районах, предприятия, специализирующиеся на эксплуатации ремонтных сетей и приборов учета потребляемых коммунальных услуг, – рассказывает Олег Санжанов. – Задача массовая – не доводить до открытых конкурсов до 1 января. По мере передачи домов в управление управляющей компании на переходном этапе нужно будет организовать эксплуатацию этих домов. Процесс будет затяжной, потому что дома будут передаваться поочередно, а не одномоментно. На завершающем этапе в течение 2007 года будет проведена агитация муниципальных гуманитарных предприятий».

Правда, по мнению руководителя управления ЖКХ Екатеринбурга, использование данной модели не может привести к кардинальному улучшению состояния жилищного фонда и в основном направлено на то, чтобы подготовить ситуацию к работе в новых социально-экономических условиях с использованием новых технологий, которые при активной поддержке государства могут быть внедрены повсеместно в течение 10-15 лет.