„то ждет хоз€ина дома
" src=
" src=
 оммунальна€ реформа – проблема номер один в –оссии. ќт нее зависит и развитие строительства, и повышение уровн€ жизни населени€ – в общем, все то, на чем сконцентрировано сейчас внимание руководителей государства. ќсновной груз в решении этой проблемы лег на плечи руководства городов-миллионников. ѕричина этого в первую очередь в том, что цена вопроса высока, новое государство существует уже 15 лет, а системы жизнеобеспечени€ работают по старинке, на модернизацию коммунальной системы – физической и моральной – необходимо практически столько же денег, как и на создание «с нул€».

—тратегический проект «’оз€ин дома» предполагает создание в ≈катеринбурге 12 крупных зон управлени€ жилым фондом, на территории которых жилищно-коммунальным обслуживанием и ремонтом квартир и домов по территориальному принципу будут заниматьс€ специальные ”правл€ющие компании (организации).

—огласно основным принципам жилищно-коммунальной реформы, реализуемой в насто€щее врем€ в –оссии, приоритет в этой сфере постепенно будет отдаватьс€ частным компани€м, которым власти ≈катеринбурга на конкурсной основе намерены постепенно передать основные фонды и оборудование, сосредоточенное на балансах многочисленных муниципальных организаций.   началу 2006 года в уральской столице действовало 10 крупных организаций, управл€ющих в общей сложности 19,5 миллиона квадратных метров жиль€, среди них – 4 муниципальных учреждени€ районных управлени€ ∆ ’, 2 муниципальных унитарных предпри€ти€, 2 закрытых акционерных общества, 2 среднекоммерческие организации и 8 более или менее состо€тельных частных управл€ющих компаний. ќколо 4,5 миллиона квадратных метров жиль€ управл€етс€ “—∆ и кооперативами, около 1 миллиона остаетс€ в ведении государственных организаций.

«ќсобенности, действовавшие до прин€ти€ последних городских нормативных актов системы управлени€ экономикой в том, что по традиции, доставшейс€ от классической службы заказчика, наши управл€ющие организации до недавнего момента совмещали в себе функции по обеспечению обслуживани€ жиль€ и полномочи€ города по муниципальному образованию, – по€снил ќлег —анжанов. – ѕо новой базовой модели управлени€ многоквартирной экономикой муниципальный сектор жилищного хоз€йства сокращаетс€ до структур, обеспечивающих пополнение функций по управлению за счет социального финансировани€ этих функций. Ќовые частные эксплуатационные предпри€ти€ и организации в услови€х рыночной конкуренции должны будут существенно улучшить степень качества услуг, оказываемых населению в области ∆ ’, и обеспечить новый уровень сервиса в этой сфере. ѕроект подкрепл€етс€ стратегическим направлением де€тельности администрации, расписанный планом меропри€тий на ближайшие 10 лет, в том числе главное направление – разработка и реализаци€ муниципально-областной политики, обеспечивающей эффективность функционировани€ отдельных собственников жиль€ и управл€ющих организаций. ¬ проекте выделено 3 сферы законов муниципальной политики: сфера организации выполнени€ жилищного фонда, сфера экономических отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг и сфера технического обслуживани€ и санитарного содержани€ жиль€».

–аспределение законодательства в органах управлени€ выгл€дит следующим образом: администраци€ ≈катеринбурга и городское управление ∆ ’ осуществл€ет общий контроль за действи€ми районных управлений, инспектирует жилищные фонды, обеспечивает процесс ценообразовани€, планирует расходы бюджетных средств. Ќа районном уровне существует райжилинспекци€, котора€ обеспечивает исполнение полномочий в форме взаимоуправлени€ по перепланировке и переводу помещений из нежилых в жилые, прием объектов в муниципальную собственность, вопросы гражданской обороны в чрезвычайных ситуаци€х в ∆ ’, контроль исполнени€ решений внутреннего самоуправлени€.

ѕо словам ќлега —анжанова, жители ≈катеринбурга довольно прохладно отнеслись к идее создани€ “—∆. « ак показывает опыт проведени€ собраний, 97% из них принимает решение в пользу выбора управл€ющей организации, – по€снил он. – «начительна€ часть собственности – в основном жилье в новостройках – где создавались “—∆, отказываетс€ от самообслуживани€ в пользу заключени€ договора с управл€ющими организаци€ми».

—ама€ сложна€ задача при реализации стратегического проекта – отбор участников из управл€ющих организаций. «—реди учредителей предполагаемых управл€ющих организаций в основном ремонтно-строительные предпри€ти€, работающие в районах, предпри€ти€, специализирующиес€ на эксплуатации ремонтных сетей и приборов учета потребл€емых коммунальных услуг, – рассказывает ќлег —анжанов. – «адача массова€ – не доводить до открытых конкурсов до 1 €нвар€. ѕо мере передачи домов в управление управл€ющей компании на переходном этапе нужно будет организовать эксплуатацию этих домов. ѕроцесс будет зат€жной, потому что дома будут передаватьс€ поочередно, а не одномоментно. Ќа завершающем этапе в течение 2007 года будет проведена агитаци€ муниципальных гуманитарных предпри€тий».

ѕравда, по мнению руководител€ управлени€ ∆ ’ ≈катеринбурга, использование данной модели не может привести к кардинальному улучшению состо€ни€ жилищного фонда и в основном направлено на то, чтобы подготовить ситуацию к работе в новых социально-экономических услови€х с использованием новых технологий, которые при активной поддержке государства могут быть внедрены повсеместно в течение 10-15 лет.