“оргова€ недвижимость ћагнитогорска: киоски уход€т
" src=
" src=
¬ июне текущего года компани€ London Consulting & Management Company провела дл€ одного из крупных столичных игроков рынка коммерческой недвижимости исследование рынка торгово-развлекательной недвижимости ћагнитогорска. ÷елью исследовани€ была оценка целесообразности строительства качественной торговой недвижимости (торгового центра), определение его параметров и наиболее эффективной концепции. ѕолученные расширенные данные заставл€ют задуматьс€ как строителей, так и крупных торговых операторов.

¬ соответствии с анализом темпов роста сегментов торговой недвижимости ћагнитогорска, наиболее динамично развивающимс€ сектором в последние годы стали торговые комплексы. ѕо словам управл€ющего партнера компании LCMC ƒмитри€ «олина, сам сегмент достаточно неоднороден: подавл€ющее большинство торговых комплексов – это специализированные торговые центры, торгово-офисный центр всего один, а сегмент торгово-развлекательных центров в ћагнитогорске вообще не представлен. ≈сть лишь р€д торговых центров: торгова€ галере€ «ћост», торговый центр «√остиный ƒвор», – в которых незначительно представлена функци€ общественного питани€, фуд-корты в торговых центрах города отсутствуют.

¬ последнее врем€ можно отметить тенденцию увеличени€ спроса на крупные торговые площади во введенных недавно торговых центрах. »нтерес к подобного рода торговым точкам высказывают также федеральные сети, которые €вл€ютс€ €корными арендаторами. ¬ ћагнитогорске уже представлены все федеральные торговые операторы бытовой техники и электроники: «Ёльдорадо», «ћир», «Ёксперт». ѕо данным местных риелторов, крупные площади станов€тс€ все более востребованы со стороны московских и зарубежных сетевых операторов, планирующих выход на рынок ћагнитогорска (среди них «–амстор», «Real», «ƒиалог —порт» и другие. ќднако запрашиваемые качественные торговые площади – 1000-3000 квадратных метров – на данный момент отсутствуют в действующих торговых центрах. »менно это обсто€тельство не позвол€ет выйти на рынок р€ду федеральных сетей и говорит о высоком спросе на такие помещени€ в ћагнитогорске.

¬ насто€щее врем€ рынок качественной торговой недвижимости в городе находитс€ на начальном этапе своего развити€. ѕодавл€ющий объем предложени€ приходитс€ на сегмент встроено-пристроенных помещений, удельна€ дол€ этого сектора на четвертый квартал 2005 года составила 44 процентов. ќставшиес€ 56 процентов поделили между собой рынки (6 %), низкокачественные строени€ (22 %) и торговые комплексы (28 %).   положительной динамике развити€ рынка торговой недвижимости можно отнести начало структурных изменений, происход€щих последние 5 лет, за счет превышени€ темпов роста предложени€ торговых помещений в торговых центрах (объем ввода торговых центров) над темпами роста сегмента встроенных помещений. “ак, если объем ввода встроено-пристроенных помещений с 2001 года увеличилс€ на 52 процента, то объем предложени€ качественных торговых площадей в торговых центрах увеличилс€ в 2,4 раза. Ќаблюдаетс€ тенденци€ к уменьшению доли низкокапитальных торговых объектов (киосков, павильонов, ларьков). ¬месте с тем, вплоть до 2005 года рынки по-прежнему оставались социально-привлекательными объектами дл€ большой части населени€ города.

ћагнитогорск пока отстает от городов-миллионников в динамике переориентации покупател€ от низкокачественных торговых объектов в сторону повышени€ их класса, но относительно высокий уровень доходов населени€ оказывает непосредственное вли€ние на формирование культуры потреблени€ горожан, а феномен демонстративного потреблени€, особенно характерный дл€ –оссии, способствует росту интереса магнитогорцев к брендовым товарам.  роме того, качественное улучшение состо€ни€ предпри€тий торговли и по€вление на рынке новых форматов (торговых центров) формируют потребительскую культуру.

¬ целом, рынок торговых центров ћагнитогорска представлен небольшими объектами. ¬ ходе проведенного LCMC исследовани€ стало €сно, что дл€ города достаточно крупными торговыми центрами €вл€ютс€ объекты, обща€ площадь которых составл€ет 15000 квадратных метров и более. ¬ насто€щее врем€ на рынке преобладают торговые центры площадью 10-20 тыс€ч квадратных метров(42 процента), на долю объектов площадью 3-5 тыс€ч квадратных метров приходитс€ 33 процента от общего количества действующих торговых центров.

Ќеобходимо отметить, что ценова€ ситуаци€ на рынке торговых помещений ћагнитогорска находитс€ пока еще на стадии формировани€. ”ровень арендных ставок в торговых центрах различного качества примерно одинаков, наблюдаетс€ лишь небольшой перевес в сторону наиболее качественных и крупных торговых центров. –ост арендных ставок в действующих объектах на рынке, по экспертным оценкам, соответствует темпу инфл€ции.

¬ 2006 году на рынке торговых площадей в торговых центрах ћагнитогорска ожидаетс€ дальнейший поступательный рост предложени€. ќбъем ввода качественных торговых площадей должен превысить уровень 2005 года.

«ѕо мере развити€ торговой недвижимости можно ожидать по€влени€ многофункциональных комплексов, включающих в себ€, помимо торговых площадей, офисные, развлекательные и гостиничные площади», – заключает управл€ющий партнер компании LCMC ƒмитрий «олин.