Челябинских строителей выстроят «по росту»
" src=
" src=

К составлению рейтингов строительных компаний администрация привлечет компетентных специалистов, в их числе также будут журналисты и риелторы. «Во-первых, это ориентирует самого покупателя, – пояснил Михаил Юревич. – Во-вторых, если компания где-то проявила ненадежность, она будет вытеснена с рынка другими компаниями. Это, прежде всего, ведет к публичности строительного рынка и делается для того, чтобы люди не боялись покупать жилье».

Предполагается, что рейтинги надежности строительных компаний будут обнародованы с помощью «телефонов доверия» – их планируется создать при Главархитектуре Челябинска. Для этого предстоит позаботиться о соответствующем техническом оснащении, которое позволило бы «линии доверия» работать по принципу оперативной диспетчерской службы. «Мысль создать такую службу возникла давно, так как челябинцы жалуются на нехватку информации о строительных фирмах, – рассказал начальник Управления градостроительства Челябинска Жан Мезенцев. – Любой житель сможет позвонить, назвать конкретный адрес строящегося дома, и оператор ответит, есть проблемы при возведении здания или нет. Но для этого нужно привлечь компетентных специалистов, которые анализировали бы, как фирма ведет строительство, насколько грамотно оформляет документы, не превратился ли дом в долгострой и так далее».

Идея наладить прямое общение властей и народа, решая спорные вопросы строительства, не нова – нечто подобное уже пытались создать в крупных городах России. В частности, в 2003 году на такой шаг пошли московские власти. Итогом работы «горячей линии» стала серия громких скандалов со строительными компаниями столицы и увольнение руководителей некоторых из них. Но, судя по тому, что вопрос о работе «телефона доверия» поднимается неоднократно и до сих пор, можно судить о его низкой эффективности.

Однако челябинские власти все же решили перенять столичный опыт – горожане смогут пожаловаться на недобросовестных застройщиков и получить информацию о приобретаемой недвижимости в феврале-марте 2006 года. Так, по мнению директора Агентства недвижимости «КЕМби-С» Евгении Казаковой, инициатива городской администрации будет полезна как строителям, так и их клиентам и партнерам. «Это хороший способ стимулирования рынка, так как каждая компания будет стремиться занять выгодные позиции рейтинга, – уверена Евгения Казакова. – Сегодня все добросовестные строители «на слуху», например, в число лидеров рейтинга я бы внесла компании «Артель-С», «Монолит-Инвест», «Жилстрой-9». Это те фирмы, с которыми мы достаточно успешно работаем».

Подобного мнения придерживаются и в компании «Монолит-Инвест» – как пояснил в беседе с корреспондентом сайта domchel.ru заместитель управляющего по проектным делам Александр Хоменко, потребителям будет проще сориентироваться на рынке недвижимости и избежать «лохотронов», но реальный эффект возможен только при условии, что оценка каждой компании будет проводиться объективно. «Это полезное начинание, но многое будет зависеть и от политики городской администрации, – прокомментировала заместитель директора по маркетингу компании «Рэкком» Светлана Скорик. – В противном случае все сведется к тому, что в начале рейтинга будут стоять компании-фавориты».

Чтобы создание рейтингов и «телефона доверия» не превратилось в «продвижение» отдельных строительных компаний, юристы предлагают главное внимание уделить критериям, по которым будет оцениваться надежность строителей. «С рейтингами успешно работает весь мир, но без проработки определенных критериев говорить об объективности рейтингов нельзя, – поделился мнением директор Уральского консалтингового правового центра «Металлург» Сергей Кадышев. – Правила должны быть одинаковы для всех, тогда реальную пользу извлекут и челябинцы, и строители, и городская администрация».