Новый Челябинск: 80 метров над уровнем асфальта

Фото Михаила Ерошкина

Столица Южного Урала неумолимо растет. Своеобразное взросление города, как и взросление человека, связано с массой проблем. Конфликты из-за расширения границ, конфликты из-за уплотнения застройки центра… Недавно ко всему прочему добавились споры о том, нужно ли Челябинску расти вверх, целесообразно ли застраивать центр города 80-метровыми небоскребами.

Необходимо заметить, что высотное строительство – понятие не устоявшееся. В небольших городах высотками считают и 16-этажные здания, а в мегаполисах этажей у такого строения должно быть не меньше двадцати. Специалисты же под высотными зданиями понимают только те, высота которых более 75 метров, что составляет приблизительно 25 этажей. Эти строения могут иметь разное назначение: быть гостиницами, офисами, жилыми домами, учебными зданиями. Часто они являются многофункциональными: помимо помещений основного назначения, здесь размещаются автостоянки, магазины, офисы, кинотеатры и др.

Наши города, и в первую очередь миллионники, обречены на высотное строительство. Обусловлено это рядом причин, среди которых есть и объективные, и субъективные, относящиеся к так называемому человеческому фактору. Даже беглый и поверхностный анализ выступлений и высказываний лиц, принимающих решение как на государственном уровне, так и на определенном локальном (города или области) показывает, что строительство высоток многими из них воспринимается как вопрос престижа.

Возведение высоток – занятие чрезвычайно доходное. Московский опыт подобного строительства, по информации портала «Зеркало недели», показывает: себестоимость квадратного метра в этих домах варьируется в пределах 400-800 долларов, а продается он (квадратный метр) по цене от 1200 до 2000 долларов. При такой высокой продажной цене дома окупаются, даже если в них продано меньше половины квартир. Больше этажей – меньше затрат. Спрос же на высотки сегодня огромен, и, как показывает практика, являющаяся критерием истины, в первую очередь раскупаются квартиры на последних этажах.

Проблема Челябинска в том, что застройке самой перспективной для небоскребов центральной части города препятствуют ограничения на высотное строительство, которое якобы испортит архитектурный ансамбль города. Однако это не помешало возведению в центре нескольких торгово-офисных комплексов повышенной этажности – это и уже готовый к эксплуатации «Мизар», и новый 22-этажный офисно-торговый центр класса «А», строительство которого сопровождает London Consulting&Management Company (LCMC). Именно со вторым объектом связана масса споров и разногласий. Возможно, по требованию горархитектуры, после пересмотра проекта, здание может потерять несколько этажей.

По мнению директора по развитию LCMC Дмитрия Золина, упреки к проектировщикам со стороны городских властей напрасны. «Давайте посмотрим на это с точки зрения развития города. Что сегодня представляет из себя Челябинск? В первую очередь, это мощный экономический центр, растущий высокими темпами. Давайте смотреть правде в глаза – сегодня Челябинск с его Арбатом и с его архитектурными памятниками не идет ни в какое сравнение с любой улицей Петербурга или Москвы. Это горькая, но правда. Бороться за сохранение архитектурных особенностей города нужно, но не фанатично. Челябинск – это экономическая столица региона, и не позволять бизнесу развиваться вместе с городом – это неправильно и неестественно. Посмотрим на ведущие города-миллионики Америки – Чикаго, Даллас, Бостон. Очень часто высотки находятся в нескольких сотнях метров от исторических зданий библиотек, форумов, судов в 2–3 этажа. Все это функционально и архитектурно дополняет друг друга. Другое дело, что архитекторам нужно позаботиться о том, что все объекты, которые строятся, (а это будет не единственное высотное здание в Челябинске) лаконично вписывались в городскую среду и не портили, а наоборот дополняли ее элементы. Тогда Челябинск получит удивительное сочетание, старинных архитектурных памятников и новых зданий, придающих городу архитектурное величие».

" src=
" src=
Когда говорят о высотном строительстве, то перечисление преимуществ начинают, в первую очередь с того, что это не просто этажность выше обозначенной планки, а очередная качественная ступень развития строительства, которая должна сопровождаться сменой философии самого процесса. Далее среди достоинств высоток называют их высокую экономическуюэффективность. Себестоимость строительства примерно одинакова у небоскребов и обычных многоэтажек, так как дороже всего стоят земля и подготовка площадки под строительство. Следующим фактором в защиту высоток следует назвать создание дополнительных рабочих мест.

Перечень недостатков строительства высоток несколько длиннее, правда, изъяны, может быть, не столь весомы, чтобы перетянуть на чаше весов преимущества. Начать, видимо, следует с проблем транспортно-градостроительного характера, возникающих после сооружения высотного здания в центральной части города. При существующей довольно высокой плотности застройки в центре возведение высотки создает транспортный коллапс не только в микрорайоне, где ее сооружают, но и в близлежащих.  

Следующим недостатком высотного строительства специалисты называют высокие риски. Против высотного жилья выступают медики, которые утверждают, что постоянное пребывание человека на уровне 16 этажа может спровоцировать суицидальные наклонности.  

Однако, как и для других городов-миллионников, расцвет высотного строительства неизбежен и для Челябинска. Начальник инспекции Госархстройнадзора Владимир Потапов подтвердил это в беседе с корреспондентом domchel.ru: «Земля в центре очень дорогая. По этой же причине оттуда, скорее всего, в ближайшем будущем исчезнут так называемые оптовые склады на Карла Маркса. Высотное строительство очень выгодно с экономической точки зрения – даже достраивая девятиэтажку одним дополнительным этажом, мы получаем при минимальных затратах максимум выгоды в виде значительного увеличения жилой площади. Здесь главное – точное проектирование. У челябинских специалистов пока нет достаточного опыта составления проектов высотных зданий – чаще всего их заказывают в Москве или Петербурге».

Однако Владимир Потапов отметил, что Челябинску еще далеко до статуса города небоскребов – это лишь отделенная его перспектива. В ближайшем будущем, как уже говорилось выше, в столице Южного Урала планируется возведение нескольких зданий, высотой до 80 метров. Но их будет немного, и, скорее всего, это будут не жилые дома, а офисно-торговые центры. Несколько подрастет и жилой сектор – по мнению специалистов, уже в ближайшие годы 16-этажная застройка станет для нас привычной нормой, а дома ниже 9 или 10 этажей прекратят возводиться вообще.