Правительство не отменит контроль за строительным рынком
" src=
" src=
Отмена лицензирования в строительной сфере вызвала массу споров и разногласий. Однако, несмотря на возражения многочисленных противников, Госдума приняла в окончательном чтении и готовит на рассмотрение Совету Федерации новую редакцию закона «О лицензировании».

На данный момент Россия переживает жилищный кризис. Более 70% теплотрасс находятся в состоянии полнейшего износа. Треть населения страны проживает в неблагоустроенном жилье. Очень много ветхоаварийного и деревянного жилья, которое подлежит сносу. В конце 80-х-начале 90-х годов резко возросло количество барачного фонда. Сейчас в среднем на одного россиянина приходится около 19 квадратных метров. В развитых странах этот показатель близится к 40 и выше. И если мы не можем пока достигнуть такого объема ввода жилья, то, по крайней мере, должны на 100% обеспечить его качество.

Лицензирование строительной сферы – это мощный инструмент в руках государства. Сейчас в стране действует более 160 тысяч организаций, занимающихся строительством. Среди них есть и гигантские организации, и небольшие частные фирмы. Главное требование к организациям, выходящим на официальный рынок, – наличие в штате специалистов. В строительной организации обязательно должен быть квалифицированный инженерно-технический персонал. Проектировщикам необходимо иметь 5-летний стаж работы в этой сфере. По новым требованиям, специалисты должны также раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации.

Кроме того, строительная организация должна иметь в собственности всю необходимую технику и инструменты. Но если фирма небольшая и своей техники у нее нет, обязательно наличие юридически оформленных договоров аренды этой техники.

Один из частых примеров серьезных нарушений правил деятельности строительных фирм – это построение финансовых пирамид. Небольшие строительные организации путем рекламных обещаний привлекали крупные суммы инвестиций. Они принимали на себя обязательства в короткие сроки возвести достаточно большое количество объектов, хотя активы и средства, находящиеся в их распоряжении, позволяли произвести лишь 50% обещанных работ.

Не стоит полагать, что лицензионная комиссия ставит своей целью задушить развитие строительства или приостановить деятельность «неугодных» компаний. В ее состав входят специалисты различных отраслей – представители архитектурно-строительного надзора, органов государственной экспертизы, представители Госстроя. Причем в большинстве случаев предприятия не лишаются лицензий окончательно. Действие документа приостанавливается на срок до 6 месяцев с условием, что нарушитель должен исправить все, что вызвало претензии экспертной комиссии. Если это происходит раньше, чем через полгода, лицензия возвращается владельцу.

В 2004 году лицензии на отдельные виды строительной деятельности получили 53 тысячи организаций. 109 претендентам было отказано. Среди причин – отсутствие квалифицированных специалистов в области строительства и проектирования, службы менеджмента и даже  офиса, то есть юридического адреса, по которому можно найти предприятие в случае возникновения проблем.

Правда, как заявил на совещании в Совете Федерации замминистра экономического развития и торговли Виталий Савельев, правительство не планирует полностью отменять контроль за строительным рынком. Закон «О лицензировании», по его словам, направлен на дальнейшее снижение регулирующей роли государства в производственной и коммерческой деятельности. По словам Савельева, в настоящее время в России в год выдается около 70 тысяч строительных лицензий. «Однако они не спасают нас от таких объектов, как "Трансвааль-парк"», – заявил он. При этом Савельев признал, что выдача лицензий на строительство порой создает подпольный, «теневой» рынок. «Для выдачи лицензий при каждом выдающем органе создаются так называемые «карманные» фирмы, и общий объем средств, которые взимаются с желающих получить лицензию на рынке строительства предприятий, в год достигает $35 миллионов», – сказал он.

Таким образом, принятие закона «О лицензировании» должно послужить развитию конкурентоспособности и устранению коррупции на рынке строительства.

Однако пока схемы, по которым будет производиться контроль государства за строительными организациями, не ясны, и это при условии, что такие важные задачи, как проектирование и инженерные изыскания, ни в коем случае нельзя доверять дилетантам. Также нельзя доверять изысканиям 10- и 20-летней давности. Именно поэтому специалисты Федерального лицензионного центра при Госстрое России активно выступали против отмены лицензирования в области строительства. По утверждению генерального директора этой организации Александра Толкачева, такие перемены могут пагубно отразиться на качестве и безопасности строящегося жилья. Это может создать в этой отрасли очень опасный правовой вакуум. Мы снова можем вернуться к тому времени, когда на довольно привлекательный рынок попробуют пробраться недобросовестные компании.