А поразвлечься-то и негде…
" src=
" src=
Индустрия развлечений в Челябинске, несмотря на кажущееся обилие и разнообразие развлекательных комплексов и кинозалов, находится на стадии зарождения – к такому выводу пришли эксперты компании London Consulting & Management Company (LCMC). По результатам исследования, которое проводилось в столице Южного Урала в 2005 году, имеющиеся в Челябинске развлекательные центры пока не в состоянии удовлетворить спрос горожан на зрелища. Заказчиком исследования выступила компания «Мабесс» – владелец профильной недвижимости в городе.

В 2006 году в Челябинске планируется ввести в эксплуатацию 29 450 квадратных метров, в 2007 году – 29 063 квадратных метров, в 2008 году – 36 000 квадратных метров (в составе торгово-развлекательных и многофункциональных комплексов). Это должно стать первым шагом на пути развития сегмента рынка развлекательных площадей в отдельно стоящих зданиях. На сегодня в Челябинске объем предложения в этом сегменте оценивается в 59 800 квадратных метров. Объем предложения в подсегменте качественных развлекательных центров составляет 37 100 квадратных метров, объем предложения подсегмента менее качественных развлекательных площадей в развлекательных центрах – 22 700 квадратных метров.

" src=
" src=
Низкое развитие на рынке развлекательной недвижимости Челябинска объясняется отсутствием сетевых операторов сферы досуга. Наиболее многочисленно сетевые операторы представлены в сфере общепита, в основном, местными по происхождению юридическими лицами. Но киноиндустрия, индустрия игорных заведений, ночные клубы, боулинг, детские развлекательные центры – это, как правило, одиночные игроки. К наиболее освоенному району размещения развлекательных комплексов относится Центральный район – 49% от общего объема развлекательных площадей сосредоточено в нем. Приблизительно четверть рынка приходится на Курчатовский район – 21%, несколько меньшая доля у Калининского района – 14%. Качественные развлекательные комплексы в городе представлены только в 3-х вышеперечисленных районах. Всего в настоящее время насчитывается 6 развлекательных центров городского масштаба, на их долю приходится 65% от общего объема площадей, на долю районных развлекательных центров приходится 20%, на долю локальных – 13%. Стоит отметить, что на рынке отсутствуют развлекательные центры регионального масштаба.

Объем нового строительства развлекательных площадей в отдельно стоящих зданиях в Челябинске в последние годы весьма незначителен, однако, на рынке наблюдается стабильное увеличение объемов предложения. Объем ввода развлекательных центров в 2003 году составил 11000 квадратных метров (прирост предложения на рынке развлекательных центров в 2003 году по отношению к уровню 2002 года составил 48,5%), в 2004 году – 15 500 квадратных метров (прирост 46%). В текущем году в городе было введено 2 развлекательных центра – КДК «Набережный» и РЦ «Малибу». Общий объем ввода с начала года по май 2005 года включительно составил 10 600 квадратных метров. По состоянию на 2-ой квартал 2005 года имеется информация о 7 заявленных проектах, представляющих собой торгово-развлекательные или многофункциональные комплексы с развлекательной частью. Два из семи проектов уже начали реализацию, остальные 5 пока находятся на этапе предпроектных проработок.

С мнением питерских экспертов соглашаются многие игроки на челябинском рынке развлечений. По мнению руководителя отдела рекламы РК «Мегаполис» Светланы Ядрихинской, рынок развлечений Челябинска только начинает набирать обороты.

" src=
" src=
«Челябинску в этом плане нужно равняться на соседний Екатеринбург, – пояснила в беседе с корреспондентом domchel.ru Светлана Ядрихинская. – На самом деле, в городе еще не так много мест, которые охватывают разнообразный контингент, начиная от детей и студентов и заканчивая VIP-гостями. В основном, идет узкая направленность мест досуга, хотя потенциальные клиенты уже привыкли к тому, что спектр услуг в полноценном комплексе не должен ограничиваться кинотеатром и пунктами общественного питания. В качественном центре должно быть комфортно всем гостям, даже самым маленьким. Эта многофункциональность, а также ассортимент предлагаемых услуг, и является критерием оценки качественности того или иного развлекательного центра. Поэтому говорить о том, что на рынке развлечений в скором времени совсем не останется места для новых операторов, преждевременно.

Челябинцы и гости города, а также доходы многих из них, доросли до культурного отдыха, а предложение пока, к сожалению, не в полной мере соответствует спросу. В ближайшем будущем мы не ожидаем серьезной конкурентной борьбы, потому что приток желающих отдохнуть постоянно растет. Например, в «Мегаполисе» даже не почувствовали традиционного летнего затишья, хотя из-за отпусков и каникул наполняемость центров в эти месяцы обычно снижается. По нашим прогнозам, осенью число гостей снова увеличится.

Удовлетворить спрос населения на развлечения игроки местного рынка не смогут еще лет 5. К тому же, чтобы развлекательный комплекс завоевал своего гостя, должно пройти достаточно продолжительное время. Многое в «раскрутке» также зависит от места расположения комплекса».

" src=
" src=
Примерно той же позиции придерживается и менеджер по рекламе спортивно-развлекательного комплекса «Галактика развлечений» Екатерина Канова, которая считает, что главным недостатком столицы Южного Урала является отсутствие разнообразных мест отдыха для VIP-персон. «Имеющиеся в городе центры не удовлетворяют спросу челябинцев и гостей города, нужно открывать новые комплексы, – заявила Екатерина Канова в беседе с корреспондентом domchel.ru. – Причем упор делать на что-то новое, креативное. Тот уровень, который сейчас держат почти все развлекательные комплексы, уже приелся клиенту. Сегодняшний развлекательный центр ориентирован на человека с достатком чуть выше среднего, поэтому некоторые группы клиентов остаются неохваченными. Например, VIP-персонам достаточно сложно найти себе в Челябинске подходящее место для отдыха. Здесь уместно равняться на Москву, где существуют специальные закрытые центры для особых посетителей. Попасть в такие развлекательные комплексы можно только по специальной клубной карте, а высокопоставленный гость будет уверен в том, что ему предложат соответствующий сервис.

Челябинскому рынку развлечений перенасыщение не грозит еще лет 10, поэтому, если в появление в этой сфере новых операторов станет хорошим стимулом для продвижения новых идей и расширения спектра услуг».

Вывод один – развитие индустрии развлечений в Челябинске необходимо и неизбежно. Однако до насыщения рынка еще на самом деле далеко – по подсчетам специалистов ввод в 2005 году новых площадей в развлекательных центрах не удовлетворит имеющийся спрос. Всплеск активности на рынке аренды качественных развлекательных площадей следует ожидать в 2006-2007 годах, после ввода в эксплуатацию заявленных проектов ТРК.