Юрий Серов, директор Челябинского Федерального лицензионного центра: «Действенной альтернативы лицензированию в России пока нет»
" src=
" src=

– Юрий Алексеевич, как изначально создавался и для чего существует институт лицензирования, как долго он применяется в нашей стране?

– Лицензирование применяется не только в строительстве. Когда требуется обеспечить безопасность зданий, сооружений и прочих строительных конструкций, необходимо государственное регулирование – именно для этого применяется институт лицензирования. Он начал свою деятельность во времена перехода России к рыночной экономике. Однако система действующих правил и нормативов существовала, конечно, и раньше. Значимость этого института трудно переоценить: руководители различных госслужб отмечают, что сегодня эта служба при Росстрое необходима. Однако правительство России имеет другое мнение.

– В чем суть государственного регулирования в строительной сфере?

– Государственное регулирование в сфере строительства можно разделить на два этапа: регулирование доступа на строительный рынок ; контроль и надзор за выполнением строительных норм. Лицензирование обеспечивает эффективность строительного производства , его надежность и безопасность. Сегодня структура Лицензирования регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот закон относится не только к строительству. До названного выше изменения лицензирование касалось более 150 видов деятельности: начиная от ветеринарии, и заканчивая военной промышленностью. Главная цель лицензии – не допустить на профессиональный рынок неквалифицированных производителей продукции.

– Как часто закон о лицензировании в сфере строительства подвергался изменениям?

– Как любой нормативно-правовой акт, закон о лицензировании требует постоянного обновления. И такие изменения, той части, которая касается строительства, последовали 2 июля этого года. Основополагающие принципы и подходы, касающиеся лицензирования в этом законе остались. Например, территориальный принцип выдачи лицензии сохранен: она по-прежнему выдается в Москве и действует на территории всей России. Более важным является то, что были изменены сроки выдачи лицензии соискателю: с 60 дней срок уменьшился до 45 дней. У лицензирующего органа появилось право проверить достоверность той информации, которую предоставляет соискатель лицензии. Уменьшилось до 100 число лицензируемых видов деятельности.

– Как происходит процедура лицензирования сейчас и что будет с ней после первого января 2007 года?

– Необходимые для выдачи лицензии документы предоставляются соискателем лицензии в лицензирующий орган, который находится в Москве. Наша структура – «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» – лицензию не выдает, а занимается сбором и подготовкой документов соискателей. До действия Федерального закона 128, эта структура существовала, но компетенция у нее была иная: «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» занимался тем, что выдавал рекомендации по лицензированию. С первого января 2007 года, лицензирование строительной, проектной деятельности и изыскательской деятельности в составе лицензируемых видов будет прекращено. Но до того, пока этот момент не наступил, строительное лицензирование остается.

– Это значит, что ваша структура «Федеральный лицензионный центр будет расформирована»?

– Нет, это не совсем так. Институт Лицензирования останется, но в его компетенции будет несколько иная деятельность. Пока, что будет вместо «Федерального лицензионного центра при Госстрое России» не известно. Политика в сфере регулирования строительной деятельности только выстраивается. Государственное регулирование в строительной сфере не будет отменено никогда, а вот с институтом Лицензирования возможны различные изменения. 

– Как планирует развиваться институт Лицензирования до 2007 года, какие изменения происходят?

– В плане развития института лицензирования сегодня делается очень многое: сейчас территориальное лицензирование стало государственным. Было постановление Правительства №174 «О лицензировании», которое определило, что понимается под строительством, это пять позиций: новое строительство, расширение, техническое перевооружение, реконструкция и капитальный ремонт. Из всей структуры строительства выделены части, от которых зависит безопасность строительства. Этот подзаконный акт выделил лицензионные требования и условия. Первое условие – наличие соответствующих кадров с заявленным профилем.

– Как проверяется соответствие кадров, проводится ли аттестация?

– Предполагается, что кадры должны проходить систематическую переподготовку. Это вызвано постоянно меняющимися требованиями и условиями работы на предприятиях строительства, а так же техническими нормами, которые также претерпевают изменения. А строителям нужно быстро ко всему адаптироваться. Повышение квалификации предполагается не реже, чем раз в 5 лет. Компетенцию сотрудников строительных организаций раньше мы проверяли при помощи компьютерных тестов. Тестирование инициировалось нашей организацией. Респонденту задавалось 100 вопросов. Но потом в отношении этой процедуры были инициировано несколько гражданских судов. Те, кто не прошел аттестацию, посчитали проведение этой процедуры вне нашей компетенции. В итоге, с 2003 года эта процедура была отменена.

– Что касается СНИПов, как часто они должны обновляться?

– Этот вопрос не в компетенции лицензирования, но скажу, что в соответствии с законом о «техническом регулировании» все выданные ранее СНИПы считаются недействительными, должны быть созданы новые технологические нормативы в течение 6-8 лет. Потом законотворцы изменили свою позицию по СНИПам, и решили, что до выхода новых требований можно пользоваться старыми СНИПами, все старые СНИПЫ – легитимны, и они до сих пор действуют.

– Какие еще условия ставит закон при лицензировании?

– Это наличие системы качества. Сегодня действует система сертификации. Но она носит добровольный характер. В обязательном порядке из всего огромного перечня работ, которые есть в строительстве, обязательной сертификации подлежат двери и окна, и все, не говоря уже о строительных работах.

– Если сертификация носит добровольный характер, как же тогда проверять систему контроля качества?

– Вот в этом я вся загвоздка. Обязать сертифицировать каждую составляющую строительного процесса нельзя. Но существует порядок, определенный подзаконными актами, которые обозначают, какую компетенцию должна выполнять строительная организация. В строительной организации должен быть ответственный заказчик, наличие нормативно-правовых актов, обеспечивающих качество, наличие видов контроля над строительным процессом. Контроль над строительным процессом должен инициироваться, как и проверяющими органами (Архстройнадзор, Госэкспертиза), так и самой строительной организацией. Весь этот комплекс работ записан в методических указаниях лицензирующего органа.

– Изменилась ли сама система контроля качества?

– Да, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «Росстрой» издало приказ, который предполагает проведение специальных мероприятий во время лицензирования. Эти мероприятия должны проводиться по системе «ГОСТ Р ИСО 9000». Эти мероприятия подразумевают пропаганду и доведение до производителя строительных работ новой системы качества: «ГОСТ Р ИСО 9000». В начале августа «Челябинский филиал государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России», совместно с окружным филиалом и министерством строительства области, провел семинар, на котором присутствовали руководители 120 строительных организаций Челябинска и области. На семинаре мы озвучили преимущества этой системы, и рекомендовали применять ее в строительных организациях. Подобные семинары будут проводиться еще. Кроме того, предусмотрено обучение кадров – повышение квалификации работников и менеджерского состава строительной организации. До 2003 года лицензии выдавались строительным организациям без подтверждения их квалификации, сейчас ситуация изменилась. В Челябинске существуют спецкурсы повышения квалификации при «ЮУрГУ», есть отдел, который занимается обучением и в рамках нашей Челябинского филиала «ФЛЦ». «Монтажный колледж Челябинска», «Челябинский Институт путей сообщения» – там тоже есть строительная кафедра.

– Что делать, если строительная организация выполняет определенный вид работ, но не имеет на них лицензии?

– По статье 171 УК России производство работ, которые по закону подлежат лицензированию, но выполняются без лицензии –есть незаконное предпринимательство, а это уголовно наказуемое деяние.

– Что может быть причиной отзыва лицензии?

– Могут быть две причины: по результатам проверки лицензионных требований и условий, а так же по информации от исполнительных органов власти, либо юридических или физических лиц, в том числе после проверки. Для того, чтобы отозвать лицензию, нужны серьезные основания.

– Какие меры применяются к недобросовестным строителям?

– Ответственность наступает, если выявлены нарушений при выполнении лицензионных требований, а меры воздействия следующие: первое – это предупреждение, второе – приостановление действия лицензии и третье – ее аннулирование. Приостановка возможна от трех месяцев, до полугода. Приостановка действия лицензии, на мой взгляд, не менее строгое наказание, чем ее отмена, потому что, если, скажем, лицензия приостановлена, а работы ведутся, это является уголовным деянием и карается по закону. Если же лицензия была аннулирована, то возможно ее последующее восстановление по предоставленным соискателем документам.