Риелтор отвечает за все
" src=
" src=
Практически перед каждым из нас хотя бы раз в жизни встает «квартирный вопрос». Психологи утверждают, что к приобретению нового жилья люди подходят почти с такой же ответственностью, как к замужеству или женитьбе: просчеты в сделках с недвижимостью обходятся не менее дорого. Ведь здесь речь идет о принятии крайне важного и ответственного решения – как распорядиться подчас единственным своим капиталом. Удивительное дело – сколько существует рынок недвижимости, столько мы и говорим о проблемах безопасности. Казалось бы, уже все должно было устаканиться. Но до сих пор горожане попадают в трудные ситуации, связанные с куплей-продажей жилья.

В Челябинске рынок риелторских услуг, как и везде в стране, формировался достаточно хаотично. Еще не так давно эта ниша практически пустовала – все начиналось с частников, которые незатейливым способом – по объявлениям в газетах – находили продавца и покупателя квартиры, «знакомили» их между собой, а разницу забирали в качестве прибыли. Но все меняется. И хотя и сейчас остается немало проблем в этой сфере, сейчас рынок становится более цивилизованным. Ведь, что вполне естественно, если есть проблема, должно быть и ее решение.

В Челябинске на протяжении последнего десятилетия уже трижды пытались создать нечто вроде объединения риелторов, которое было бы призвано навести порядок в этом нерегулируемом множестве крупных и мелких фирм и фирмочек. В общем, цель была довольно прозрачна – сделать так, чтобы для предприимчивых посредников их промысел стал серьезным делом, предполагающим не только прибыль, но и ответственность. Или, как записано в уставе Уральской палаты недвижимости, функционирующей в Екатеринбурге, «обеспечить комфортные условия работы для предприятий – профессиональных участников рынка недвижимости, и обеспечить клиентам этих предприятий гарантии честного и продуктивного сотрудничества». Последнее из риелторских объединений, существующее около 2-х лет – «Южно-Уральская ассоциация риелторов» (ЮУАР) приняла своеобразный кодекс чести, который риелторские фирмы, вступившие в ассоциацию, должны соблюдать. Например, при осуществлении сделок с недвижимостью риелтор обязуется не утаивать факты, касающиеся объектов и сделки, не вводить в заблуждение клиента в отношении рыночной стоимости недвижимости и тех выгод, которые могут быть получены клиентом. Действующая комиссия по этике отслеживает поведение компаний на рынке. Если возникают какие-то спорные вопросы или поступают жалобы от потребителей, то такие компании несут ответственность за допущенные ошибки вплоть до исключения из Ассоциации. Все возникшие споры между клиентом и риелтором будут рассматриваться в комитете по этике. В случае обнаружения мошенничества нечистоплотный риелтор будет исключен из состава ЮУАР, его имя попадет в «черный список», а факт мошенничества обнародуют через средства массовой информации. После чего такое агентство вряд ли сможет существовать. Только такими методами можно бороться с черными брокерами, которые подрывают авторитет риелторов. Все получившие сертификат Ассоциации автоматически соглашаются выполнять кодекс этики. И сертификат, и текст кодекса вывешиваются на стенах в офисе организации.

" src=
" src=
По словам члена комитета по этике, директора риелторской компании «Домино» Нелли Моор, за годы существования профессии риелторы-самоучки сами выработали жесткие критерии, которым должен соответствовать российский риелтор. Это и кодекс этики, и сфера предоставляемых услуг, и особенности работы с клиентом. Серьезная риелторская компания, например, никогда не утаивает размер своих комиссионных и никогда не назначает их без согласования с собственником квартиры. «Тем более, что риелтор – это профессионал, который заведомо обладает преимуществами перед продавцом квартиры. Так как он лучше разбирается в ценах на недвижимость, он не в праве воспользоваться неосведомленностью клиента и занижать ее стоимость с целью личного обогащения. Это элементарные правила профессиональной, да и общечеловеческой морали. Каждый сам выбирает для себя, на чем строить свой бизнес и отношения с людьми. Как компания к клиенту, так и клиент к компании должен относиться порядочно, и выстраивать свои отношения на основе взаимного доверия и уважения. Только в этом случае возможно действительно плодотворное сотрудничество между ними».

Если компания приходит на рынок с серьезными намерениями работать долго и двигаться в гору, ее руководство прекрасно отдает себе отчет, что реализация этих намерений прямо пропорциональна качеству оказываемых услуг. Кстати, за все время существования компании, серьезных нарушений кодекса этики зарегистрировано не было. Предупреждения, в случае каких-либо претензий, исправляются сразу. По словам Нелли Моор вести честную игру не так сложно: «На первое место мы в РК «Домино» ставим не только качество выполненной работы. Главное – это чувство ответственности за то, что ты делаешь. Жилищный вопрос человек решает не часто, иногда один раз в жизни. С этим всегда связаны крупные суммы денег, естественно, что человек, оказавшийся в такой ситуации, нервничает. У нас к каждому клиенту особенное, бережное отношение. Естественно, бизнес есть бизнес, мы организация коммерческая, а не благотворительная, но на первое место мы ставим не собственный доход, а интересы клиента. Об этом говорит и то, что комиссионные мы берем только после совершения сделки».

Репутация компании, честно работающей на рынке, может сослужить ей неплохую службу и принести большую выгоду, чем репутация компании, завышающей расценки и обманывающей клиентов. Различные социологические опросы приводят примерно во многом схожую статистику: при выборе риелторской компании клиенты руководствуются рекомендациями знакомых в 54,4% случаев, 47,8% учитывают хорошую репутацию фирмы, и только 17,9% принимают решение исходя из низкой стоимости услуг. «От того, в чьи руки попадет человек, совершающий сделку с недвижимостью, зависит его отношение к людям нашей профессии, – поясняет Нелли Моор. – Тяжело работать, когда мнение о тебе и твоей компании складывается не в процессе работы, а изначально, причем изначально негативное. Все агентства недвижимости должны работать так, чтобы этот негативный стереотип разрушить. Ведь на самом деле, риелторы – это единственные люди, которые могут облегчить людям процесс купли или продажи недвижимости, помочь им в том, чтобы этот сложный, ответственный и нервный процесс прошел как можно более гладко. Иногда и наши клиенты бывают чем-то не довольны. Здесь у меня главный принцип – лучше поступиться прибылью, но сделать так, чтобы проблема человека была решена, и он ушел от тебя без негативных эмоций».

Действительно, кажется, так просто – дал два объявления: одно о покупке, а другое о продаже, – и все. А разницу положил к себе в карман. На самом деле это абсолютно не так. Сделки с недвижимостью относятся к категории повышенного риска. Непроверенная «история» квартиры, ошибки в документах, незнание юридических аспектов сопровождения договоров купли-продажи, обмена, мены могут привести к осложнениям, разрешать которые придется очень долго и через суд.

«Мы стали сами обеспечивать клиентам все необходимые услуги, – рассказывает Нелли Моор, – Первой такой услугой стало юридическое обслуживание. Профессиональные юристы в области недвижимости стали контролировать все сделки купли-продажи, проверять покупаемые квартиры на «юридическую чистоту», а главное, гарантировать безупречность сделки. Риелтор сегодня не только ищет подходящие варианты и оформляет сделку купли-продажи, но помогает получить средства для улучшения жилищных условий. Будь то ипотечный кредит, жилищные субсидии, покупка квартиры в рассрочку. По сути, профессиональная риелторская компания предоставляет услуги во всех сферах, связанных с недвижимостью, решет любые жилищные проблемы. В России именно риелторский бизнес подстегнул развитие многих секторов экономики: строительство, финансово-кредитную деятельность банков, инвестиции, а также формирование законодательной базы и принятие новых законов, регулирующих правовую деятельность в сфере недвижимости и связанных с ней областях».

Нет ничего необычного в том, что некоторые покупатели не обращаются к риелторам. Одни уверены в собственных силах. Другие не верят в возможность оказания подобных услуг на профессиональном уровне, не понимают назначения риелтора. Столетия назад люди сами себе лечили зубы. Сегодня при первых признаках зубной боли мы идем к стоматологу. Каждый должен делать свое дело. На Западе риелторские услуги – уже давно единственный оптимальный способ поиска квартир, домов и так далее. Цивилизованный рынок недвижимости в России еще только складывается, однако очевидно, что без профессионалов в решении вопросов, связанных с покупкой-продажей жилья, не обойтись.