«Виртуальная» квартира за реальные деньги
" src=
" src=
Как снять квартиру? Современное общество знает три основных способа поиска жилплощади: через знакомых, через газету и через агентство недвижимости. Но в последнее время оставшиеся без крыши над головой все чаще заглядывают в Интернет, благо, что многие сайты имеют свою базу сдаваемой в аренду недвижимости. Впрочем, не исключено, что в недалеком будущем можно будет свести весь процесс переговоров с владельцем квартиры в виртуальную плоскость…

Примерно месяц назад в сети Интернет появился онлайн-сервис www.snimusam.ru, через который можно снять московскую квартиру без посредников. Предложение более чем заманчивое: не нужно обзванивать всех знакомых и родственников, тратить деньги на риелторов и часами размышлять над объявлениями в газете. Достаточно просмотреть на сайте базу предложений о сдаче квартир, выбрать то, что больше понравилось, а затем для получения телефона арендодателя отправить SMS-сообщение на указанный на сайте номер. Стоимость услуги для абонентов разных телефонных операторов составляет примерно 2 доллара США (без НДС). После этого останется только ждать, когда специалисты интернет-портала предоставят будущему новоселу доступ к нескольким телефонам арендодателей.

«Обычно квартиру удается снять после отправки 3-4 SMS-сообщений, то есть после того, как наниматель сделает 15-20 звонков собственникам по предоставленным нами телефонам, – пояснял журналистам после открытия сайта начальник отдела разработки проекта «Сниму сам» Алексей Зеленков. – Если квартиру после отправления пяти SMS-сообщений снять все-таки не удалось, мы предоставляем нанимателю дополнительные контакты бесплатно». Обещают, что аренда жилья через интернет-портал обойдется примерно в 15 долларов.

Главный плюс очевиден: человеку не нужно платить риелтору, который обычно берет за свои услуги 50 процентов от суммы сделки и определенную сумму за каждый предоставленный адрес. В роли посредника здесь выступает сайт, который позволяет неплохо экономить на поиске жилья. К тому же, найти крышу над головой можно не выходя из дома. Но в проекте есть и «белые пятна». Например, арендодатель должен быть морально готов к шквалу звонков, которые обрушатся на него после размещения предложения на сайте. С другой стороны, желающему снять квартиру придется продолжительное время «сидеть на телефоне», обзванивая хозяев квартиры. Впрочем, как считают создатели портала для временно бездомных москвичей и гостей города, денежная экономия перекрывает все минусы.

Кому помешает виртуальный рынок?

На западе сделки с недвижимостью через Интернет – дело не новое и хорошо отлаженное. Виртуальные туры позволяют «побывать» в квартире и познакомиться с владельцами, сидя у компьютерного монитора. В России же «виртуальным спросом» чаще пользуется коммерческая недвижимость: все же интернетизация пока дошла не до всех уголков страны. Если брокеры, занимающиеся коммерческой недвижимостью, активно предлагают свои услуги и базу данных с сайтов, то риелторы, оформляющие сделки с жильем, оценить преимущества интернет-порталов еще не успели.

" src=
" src=
«Недвижимость – это та отрасль, где необходимо использовать возможности сети Интернет, так как виртуальные проекты действительно снижают затраты агентств, – делится мнением руководитель челябинского интернет-проекта DomChel.ru Валерия Завалищина. – На примере сайта domchel.ru мы убедились, что Интернет позволяет надолго обеспечивать информационную поддержку риелторскому бизнесу. В Челябинске очень немногие агентства недвижимости имеют собственный сайт или же прибегают к услугам специализированных порталов недвижимости. Создать интернет-ресурс мало: нужно постоянно обновлять на нем базу данных, поддерживать интерактив с клиентом и так далее. Только очень небольшой процент сайтов, принадлежащих агентствам недвижимости, функционирует по-настоящему эффективно».

По оценкам столичных экспертов, российский рынок «виртуального жилья» только начинает развиваться. Но вряд ли в ближайшие несколько лет порталы, позволяющие снять недвижимость с помощью Всемирной паутины, смогут составить жесткую конкуренцию агентствам недвижимости. К примеру, в Челябинске основной спрос на аренду квартир формируют иногородние студенты, переселенцы, граждане с небольшим достатком, которые не могут позволить себе купить собственное жилье. Для многих из них само слово «Интернет» сродни заклинанию друидов: столь же непонятно и бесполезно.

" src=
" src=
«Cайты могут «отъесть» некоторую долю рынка, но это будет постепенный процесс, ведь интернетизация Челябинска и Москвы имеет разный размах, – рассуждает челябинский бизнес-аналитик Дмитрий Гребенюк. – Чтобы портал, предлагающий снять жилье, получил распространение в Челябинске, потребуется целенаправленно продвигать его в виртуальном пространстве, например, на форумах и в ЖЖ. Однако с учетом последующего трафика можно окупить издержки с помощью баннерной рекламы. Скорее всего, поначалу сайт будет развиваться медленно, так как основная масса сдающих квартиру – это люди среднего и пожилого возраста. Создавать с нуля такой интернет-проект будет проблематично, если не подключить его к уже существующему проекту с перспективной концепцией. Это может сработать в Москве, но пока не в Челябинске. Так что риелторам, на мой взгляд, опасаться жесткой конкуренции не стоит».

«Возможно, создание веб-порталов отразится на мелких игроках риелторского бизнеса, – добавляет Валерия Завалищина. – Крупные агентства недвижимости обычно не занимаются сдачей квартир в аренду, поэтому интернет-ресурсы никакой угрозы для них не составят».